Олег Тиньков: находящийся на грани смерти экс-олигарх потерял миллиарды, но нашел смысл жизни
54-летний Олег Тиньков — один из немногих российских топ-бизнесменов, которые открыто высказывают свое недовольство действиями Кремля. Итог закономерен: недавно стало известно, что Тиньков был вынужден продать свою долю в созданном им банке «Тинькофф» за бесценок и окончательно переехать в Италию.
Как Тиньков продал «Тинькофф»
«В Украине погибают невинные люди, каждый день, это немыслимо и недопустимо! Государства должны тратить деньги на лечение людей, на исследования победы над раком, а не на войну. Мы против этой войны!» — написал Олег Тиньков через четыре дня после ввода российских войск в Украину. Теперь бизнесмен говорит, что, когда «все началось», он понимал, что не высказаться не может и что банк будет «под угрозой». По его словам, в банке его просили молчать: «Олег, потерпи, у нас 70 тысяч сотрудников и 22 миллиона клиентов». Именно поэтому в начале марта он начал активно искать покупателя на свой пакет акций. Его доля в «Тинькофф банке» на тот момент составляла выше 2 млрд долларов: «Думал, за 1,5 млрд продам. Начал говорить с олигархами: с одним, вторым, третьим, все говорили, что дороговато».
Осуществить сделку в марте Тинькову так и не удалось, а в конце месяца он оказался в санкционном списке Великобритании, где ранее проходил лечение. Никаких конкретных причин британские власти не привели. В обосновании санкций говорилось лишь, что Тиньков — «известный российский бизнесмен», который работает в финансовом секторе, имеющем стратегическое значение для правительства России. Сам бизнесмен считает британские санкции против себя технической ошибкой, совершенной «в ответ на огромное преступление, которое сделало русское государство», но сомневается, что в ближайшее время санкции будут сняты. При этом Евросоюз и США пока не внесли его в свои санкционные списки, нет в них и «Тинькофф банка».
Вскоре после этого, в середине апреля, Тиньков опубликовал новый антивоенный пост, в котором сообщил, что его фонд готов помогать украинским беженцам в Италии и раненым россиянам. Через несколько дней в соцсети появилось еще одно его резкое высказывание. «Кремлевские чиновники в шоке, что не только они, но и их дети теперь летом не поедут на Средиземное море. Бизнесмены пытаются спасать остатки имущества…» — написал бизнесмен. После таких скандальных для России заявлений банк попытался дистанцироваться от позиции его основателя, объявив, что «Олег Тиньков уже много лет не является лицом, принимающим решения в компаниях группы», а слова о ситуации в Украине остаются его личным мнением. Но на руководство банка начали давить власти, предлагая сделать что-то с его акционером и названием.
И 22 апреля банк действительно объявил, что готовит ребрендинг, а еще меньше чем через неделю Тиньков сообщил о продаже своего пакета акций. Спустя несколько дней после сделки в интервью New York Times Тиньков заявил, что после его критики с руководством банка связывались из администрации президента и угрожали национализацией, если они не разорвут все связи с основателем. Саму сделку Тиньков назвал «отчаянной, пожарной продажей». «Я не мог обсуждать цену. Это было как взятие заложника — ты должен брать то, что дают», — утверждал бизнесмен. Друзья бизнесмена со связями в силовых органах, по словам Тинькова, предупредили, что он должен опасаться за свою жизнь. По поводу суммы сделки банкир заявил, что продал свою долю «за 3% от справедливой цены» (российские СМИ подсчитали, что речь идет примерно о 84 млн долларов).
В интервью Тиньков рассказал, что в то время ему позвонил другой российских олигарх, Михаил Фридман, назвал его сумасшедшим и советовал сначала продать банк, а уже потом осуждать нападение на Украину. Но Тиньков, по его собственным словам, ответил: «Миш, мне ***, я так чувствую, я не могу молчать».
Больше не миллиардер
Желание говорить то, что думал, стоило очень дорого: как отметил предприниматель, раньше его состояние составляло 9,4 млрд долларов, по оценке Forbes, а сейчас упало примерно до 0,2 млрд. «Но какая разница? На мое качество жизни это никак не влияет. Я не парюсь», — заявил бизнесмен. Помимо продажи доли в «Тинькофф Банке» бизнесмен уже реализовал другие активы в России. Тиньков сообщил в интервью Юрию Дудю, что продал два дачных комплекса, входящих в проект La Datcha. «Я владел дачами на Камчатке и в Астрахани, сейчас я все продал, — сказал он. — Они были проданы более или менее по рыночной цене, тут я не буду плакаться».
Кроме того, Тиньков не исключил продажу принадлежащей ему 77-метровой яхты La Datcha из-за невозможности ее содержать. Дудю он признался: «Красивая яхта, она провела прекрасный сезон на Камчатке, а потом в Антарктиде. Я еще не побывал на ней — надеюсь, как-то побываю, хотя в данной ситуации, скорее, мне нужно продать, потому что у меня денег нет особо, я ее содержать не смогу, мне ее придется продать», — сказал бизнесмен. Он уточнил, что из-за санкций Великобритании судно не может заходить в британские территориальные воды, но других ограничений нет.
Известно, что Тинькову пока еще принадлежит первая частная яхта-ледокол в мире. Она была спущена на воду в июле 2020 года. Судно класса SeaExplorer может находиться в открытом море до 40 дней без необходимости возвращения в порт, указывал профильный портал Yacht Harbour. La Datcha оснащена двумя вертолетными площадками и собственной подводной лодкой. Раньше бизнесмен сдавал яхту в аренду — стоимость недели пребывания на судне составляла 740 тыс. долларов плюс депозит на дополнительные расходы в размере 30%. Полную стоимость яхты Тиньков оценил примерно в 100 млн долларов.
«Я столько смертей увидел»
Откуда же у бизнесмена эта безбашенная храбрость, которая уже стоила ему миллиардов и которая одних восхищает, а у других вызывает недоумение? Возможно, одна из причин такого поведения бывшего миллиардера в том, что он очень близко видел смерть.
Еще в 2019 году Тинькову диагностировали лейкемию — рак крови. Диагноз поставили в Москве, но лечиться он улетел за границу. Свою жизнь он доверил немецким специалистам, которым заплатил в общей сложности около 250 тысяч евро. Дальше его ждало мучительное лечение и два сепсиса. Лекарства вызвали «кучу побочек», но помогли вывести главу банка в состояние ремиссии. Но на этом история болезни Олега, как оказалось, только начиналась.
В июне 2020 года стало известно, что миллиардер решился на трансплантацию костного мозга. К этому решению он пришел после того, как прошел три курса «химии». Параллельно с этим он перенес коронавирусную инфекцию. Силы больного заканчивались, а других вариантов лечения почти не оставалось. К счастью, уже в июле Олег сообщил о том, что операция прошла успешно. «Понимаю, что впереди еще долгие недели и месяцы сложной реабилитации, основное впереди», — рассказывал он. Олег начал вставать с постели и самостоятельно передвигаться. Его состояние стало медленно улучшаться.
Врачи говорили, что самыми сложными будут первые 100 дней после хирургического вмешательства. Еще через столько же дней должно было наступить выздоровление. Этого пока что так и не произошло, и борьба со смертельным заболеванием затянулась. А недавно Тиньков столкнулся с «реакцией транспланта против хозяина», на фоне которой у него начались проблемы с печенью, кожей и кишечником. Во время интервью с Юрием Дудем бизнесмен периодически капал себе в глаза специальный раствор, поскольку лечение не лучшим образом сказывается на слизистой: «Когда мне сделали пересадку, началось заболевание, которое называется реакция «трансплантат против хозяина». Эти клетки убивают рак, но они атакуют другие части: кожа у меня год чесалась, глаза атакуют. И я уже к вечеру не могу читать — но и слава богу». По его словам, сейчас болезнь находится в стадии ремиссии, однако предприниматель опасается, что она может в любой момент заявить о себе. Так что неудивительно, что он призывает всех ценить свои и чужие жизни. «Наслаждайтесь каждым днем, ведь это не повторится», — говорит Олег.
Дудю Тиньков пояснил, что последние 2,5 года из-за лейкемии он часто проводил в закрытых боксах: «Я столько смертей увидел. Гематологическое отделение — это там, где больше всех умирают, смертность за 50-60% в зависимости от возраста․ И когда ты видишь, как эти трупы вечно увозят, и ты сам умираешь, ты молишься Богу.
И тут ты видишь, что просто погибают дети, женщины, люди — их просто убивают. Кто-то, а именно наша армия! А главное — почему, почему эти люди гибнут? Ты можешь умирать от рака, да. Но почему ты умираешь от бомбы? Потому что ты живешь в Украине?! Ну что это за ***** такой. Ну как это может быть в 21 веке?»
«Хочется, чтобы дети тобой гордились»
По словам предпринимателя, сейчас у него другие приоритеты в жизни. Он занимается домашним хозяйством, общается с семьей и проходит реабилитацию после длительного лечения. В интервью Дудю Тиньков показал огород, которому теперь посвящает все свободное время. «Я на пенсии. Мне сейчас надо выживать. По последним цифрам у меня 50 на 50 выживаемости на ближайший год. Начал всего с 10 процентов. Сейчас до 50 добрел. Ну там пятилетняя выживаемость по статистике. 9 июля будет два года после трансплантации. Считается, что это очень крутой срок! А вот пять — считай выжил! Нахожусь в промежуточной фазе, поэтому быть пенсионером мне хорошо. Супруге не очень, она более активная», — делился Тиньков.
Бизнесмен уверен, что именно семья помогла ему справиться с болезнью. Тиньков вот уже больше 30 лет живет с одной женщиной, что для человека его круга является большой редкостью. Его роман с Риной Восман, уроженке Кохтла-Ярве в Эстонии, завязался еще в институте, но почти два десятилетия они прожили без печати в паспорте. Только в 2009 году они вдруг решились узаконить свои отношения. На тот момент у них было уже трое детей: дочь Дарья, а также сыновья Павел и Роман.
Супруга и дети — главная опора в борьбе за жизнь. Во время болезни любимая выхаживает бизнесмена, как маленького ребенка. Недавно предприниматель похвастался в Сети, что так вкусно готовить, как его жена, не умеют даже лучшие повара. «Вместе мы прорвемся», — уверен Олег.
О финансовых потерях, произошедших в последнее время, бывший олигарх не жалеет. «Я потерял 9 миллиардов. Бросил их. Я посчитал правильным умереть с хорошей кармой, потому что мы все умрем. Хочется умереть достойно, чтобы тебя семья вспоминала, и дети тобой гордились и не говорили: «Наш папа ссыкун... язык в ж**у засунул». Да, мне было страшно, но я это сделал», — сказал Тиньков.