"Забирайте! Я без вас и этих наград выживу": почему Лию Ахеджакову называют "Дон-Кихотом в юбке"
фото: Vyacheslav Prokofyev/TASS/Sipa U/ Vida Press
Став оппозиционеркой нынешнему режиму, Лия Ахеджакова потеряла часть аудитории, но она не жалеет об этом
Российские звезды

"Забирайте! Я без вас и этих наград выживу": почему Лию Ахеджакову называют "Дон-Кихотом в юбке"

Otkrito.lv

Лия Ахеджакова — одна из немногих российских артистов с четко выраженной гражданской позицией. 83-летняя народная артистка открыто поддерживает оппозиционное движение России, борется в меру своих сил с произволом чиновников, за что даже получила прозвище «Дон-Кихот в юбке». Недавно Лия Меджидовна снова оказалась в центре скандала — на этот раз некоторым зрителям пришелся не по вкусу спектакль с участием прославленной актрисы.

Мат на кладбище

В середине лета московский театр «Современник» представил на суд зрителей смелый спектакль «Первый хлеб», одну из ведущих ролей в котором сыграла Лия Ахеджакова, которой ради этого пришлось радикально сменить имидж. По сюжету ее героиня оказывается пьяной на могиле мужа, погибшего на войне в Афганистане, и там произносит монолог (в том числе с использованием нецензурных слов), который российские ветераны посчитали оскорбительным. Вскоре общественная организация «Офицеры России» обратилась в генпрокуратуру и мэрию Москвы с заявлением, что речь героини народной артистки «буквально плюнула в душу всем поколениям ветеранов». Ответственные органы тут же начали проверку, даже появились слухи, что спектакль отменили, но вскоре эту информацию опровергла сама Ахеджакова.

Журналистам звезда фильмов «Гараж» и «Служебный роман» призналась, что сильно переживает из-за критики, которая обрушилась на нее. В разговоре с порталом «Медуза» актриса добавила, что ни она, ни кто-либо из команды спектакля ветеранов не оскорблял: «Они говорят, что я оскорбляю. Но [в постановке] я, наоборот, жаловалась, что внук уходит контрактником». Также Ахеджакова сама предложила забрать у нее все награды: «Забирайте! Забирайте «Ники» мои, забирайте государственную премию! Ребята, берите себе на память. Я без вас и этих наград выживу».

фото: Sergei Karpukhin/TASS/ Vida Press
Монолог героини Ахеджаковой в новом спектакле «Первый хлеб» посчитали оскорбительным, и артистке даже начали поступать угрозы
Монолог героини Ахеджаковой в новом спектакле «Первый хлеб» посчитали оскорбительным, и артистке даже начали поступать угрозы

Поддержка коллег

Вступиться за коллегу одним из первых решил 86-летний Олег Басилашвили, предложивший недовольным зрителям подавать в суд или просто не появляться на спектаклях. «Вот тебе не нравится — так не ходи. Если вы считаете, что выступления артистов или писателей задевают ваше самолюбие и оскорбляют вас и сидящих рядом с вами близких людей, можете обратиться в суд. И если суд сочтет, что это действительно оскорбительно, то с авторов взимают очень большую сумму», — заявил Басилашвили. Артист призвал общественность к более цивилизованному отношению к сложившейся ситуации, напомнив о запретах, которые действовали в советское время. По мнению Олега Валериановича, подобные «санкции» больше не должны возвращаться в нашу жизнь.

Не смогла сдержать эмоций и другая звезда театра и кино — актриса Инна Чурикова. По словам народной артистки РФ, все разговоры о неподобающем поведении Ахеджаковой — чистая ложь. Зритель с восторгом отнесся к образу ее героини, а громкие аплодисменты лучше всяких слов говорят об успехе спектакля. Как призналась Чурикова, именно она подтолкнула близкую подругу к этой «глубокой» роли. «Более того, Лия изначально размышляла, стоит ли играть в этом спектакле. Тогда я попросила ее прочесть монолог из ее роли. Этот монолог, полный любви и добра, настолько глубокий, что я заплакала. Наш разговор состоялся по телефону. Тогда я сказала, что Лия должны это сделать, поддержала ее. Лия Ахеджакова — абсолютно другой человек. А какие-то непонятные коллективы считают спектакль преступным, и главное, кого они обвиняют в этом, — это именно Лию... Страшно за Лию», — резюмировала Чурикова в беседе с журналистами.

фото: Sergei Karpukhin/TASS/ Vida Press
Кардинальное преображение артистки в спектакле не оставило равнодушным ее поклонников. Правда, мнения разделились. Одни восхищались новым имиджем Ахеджаковой, называя ее «дерзкой бабушкой», а другие критиковали ее
Кардинальное преображение артистки в спектакле не оставило равнодушным ее поклонников. Правда, мнения разделились. Одни восхищались новым имиджем Ахеджаковой, называя ее «дерзкой бабушкой», а другие критиковали ее

«Уйдет муж — мне конец»

Однако критика спектакля продолжается. По словам Лии Ахеджаковой, самое главное в подобных ситуациях — поддержка семьи, и в ее случае это муж, фотограф Владимир Персиянов.

Первым мужем Ахеджаковой был актер Валерий Носик, с которым они вместе работали в ТЮЗе. Прожили недолго и не слишком счастливо: молодой муж позволял себе попойки с друзьями и интрижки на стороне. Второй раз Лия Меджидовна вышла замуж за художника Бориса Кочейшвили. Роль кормильца легла на плечи Ахеджаковой, Борис же лишь переживал, что его картины не выставляются и не продаются. Лия и семью тянула, и мужа поддерживала, помогая ему пробиться. Но укреплению семейных уз это никак не помогло. Больше 20 лет назад они развелись, но недавно между экс-супругами вновь разгорелся скандал. Когда Кочейшвили собрался снова жениться, оказалось, что он до сих пор прописан на жилплощади Ахеджаковой. Артистке пришлось принимать жесткие меры по «выселению» бывшего мужа. Дело чуть не дошло до суда, но все решилось мирным путем: бывший муж аннулировал регистрацию в ее квартире.

А затем, когда актрисе было уже за 60, в ее жизни появился Владимир Персиянинов, на 20 лет моложе. Конечно, поначалу актриса не верила в искренность поклонника, но ему удалось убедить женщину и уговорить ее выйти за него замуж. Надо сказать, что в отличие от многих других молодых мужчин, женившихся на знаменитых женщинах, которые значительно старше их, Владимир остается в тени своей супруги и совершенно не гонится за публичностью. Актриса это очень ценит. «Ох, если от меня уйдет муж — мне конец. Но пока что он меня поддерживает. Из меня пользователь Сети тот еще, а муж проверяет, что пишут в интернете, следит за возникновением фальшивых аккаунтов от моего имени. Он меня, конечно, поддерживает, подсказывает, где какая информация есть», — заявила Ахеджакова.

фото: кадр из фильма
Секретарша Верочка из «Служебного романа» стала одновременно и пародией на конторских бездельниц, и вместе с этим ролевой моделью для них же: самый осведомленный человек в офисе, вечно занятой непонятно чем
Секретарша Верочка из «Служебного романа» стала одновременно и пародией на конторских бездельниц, и вместе с этим ролевой моделью для них же: самый осведомленный человек в офисе, вечно занятой непонятно чем

НЕТ В ИНТЕРНЕТЕ

«Интернет-безграмотность» уже сыграла с популярной актрисой злую шутку. В августе в Twitter от имени артистки появилось оскорбительное высказывание в адрес телеведущего Владимира Соловьева — в ответ на критику спектакля «Первый хлеб» Ахеджакова назвала его «бесстыжим» и «подлым журналистом». Он в долгу не остался, дело шло к очередному скандалу с разборками знаменитостей, но тут выяснилось, что Ахеджакова вообще не ведет соцсети, а все ее слова в адрес Соловьева написаны кем-то другим. «Понимаете, я вообще не в интернете, меня нет ни в каких социальных сетях. Не знаю, почему меня выбрали как объект для этих провокаций», — поделилась она.