фото: ddp/CFoto / Vida Press
Мы с вами не играем. Что для российских спортсменов означает неучастие в Азиатских играх
В мире
1 октября 2023 г., 16:16

Мы с вами не играем. Что для российских спортсменов означает неучастие в Азиатских играх

Сергей Терехов, специально для «Новой газеты Европа»

На прошлой неделе в Китае открылась Азиада — своего рода собственная Олимпиада Азиатского континента. Последние 18 Азиатских игр в России прошли незамеченными, а эти вдруг взволновали всех спортивных функционеров и политиков. Сначала российских спортсменов пригласили в них поучаствовать, но на особых условиях — под нейтральным флагом. Потом решение пересмотрели — в итоге участников из России нет. Рассказываем, почему так вышло и как эти игры могли помочь спортсменам из России попасть на Олимпиаду.

23 сентября в китайском Ханчжоу стартовали XIX Азиатские игры. Событие масштабное: игры продлятся до 8 октября (то есть длительность мероприятия на день больше, чем Олимпиады), а участвуют в нем 12 500 спортсменов (немного больше, чем обычно в Олимпиадах). В Европе своего подобного турнира нет, но для Азиатского континента это фактически собственная летняя Олимпиада. 45 стран — почти без бойкотов и скандалов. Исключение в этот раз составила Индия: троих ее спортсменов китайские власти не пустили в страну под различными предлогами, и в итоге не обошлось без дипломатических демаршей.

О предыдущих 18 играх в России практически никто никогда не вспоминал. Почему Азиатские игры, или, как их еще сокращенно именуют, Азиада, оказались в центре внимания российской спортивной повестки? Россия и Беларусь, хоть и не исключены из мирового олимпийского движения, приглашения на Игры-2024 в Париже не получили. И, как неоднократно подчеркивал президент Международного олимпийского комитета Томас Бах, не получат. Спортсмены будут приглашены в индивидуальном порядке, но не в составе официальных спортивных делегаций, то есть независимо от своих национальных олимпийских комитетов. Вопрос в том, как определить, что надо позвать именно этого, а не другого спортсмена. В некоторых видах спорта (например, в теннисе) всё просто: МОК признает рейтинги всемирных ассоциаций — АТР у мужчин и WТА у женщин. Пригласили верхнюю часть списка — спортсмены приехали. Не приехал кто-то из лидеров — замещается спортсменом строчкой ниже.

А как быть с теми видами спорта, в которых для участия в Олимпиаде нужно сначала завоевать так называемые олимпийские лицензии, то есть пройти какой-то отборочный этап? Иногда это своего рода формальность, а иногда и цепочка турниров. Например, фигуриста Евгения Плющенко ждали на Олимпиаде-2014 в Сочи: все понимали, что он жаждет поквитаться за неудачу в Ванкувере в 2010-м, но набранных очков в его олимпийской копилке не было — то травмы, то какие-то еще обстоятельства вынуждали его постоянно сниматься с турниров. В итоге незадолго до Сочи он отправился на окраину Риги на «Volvo Арену», где обыграл перворазрядников на турнире Volvo Open. Вряд ли кто-то из россиян вообще слышал до или после о таком турнире. За победу в нем Плющенко получил одно-единственное рейтинговое очко, но этого было достаточно, чтобы отправиться в Сочи.

Однако сейчас существует рекомендация МОК: в принципе не звать спортсменов из России и Беларуси на международные турниры, особенно если это чемпионаты мира или Европы.

Получается замкнутый круг: чтобы поехать на Олимпиаду, надо пройти отбор на других турнирах, однако доступ на них закрыт. В итоге руководство МОК предложило в виде исключения пригласить спортсменов выступить на Азиаде вне конкурса, то есть без награждений медалями и без призовых. Иначе говоря, если бы представители России и Беларуси заняли в каком-нибудь условном забеге первое, второе и пятое места, то на пьедестал поднялись бы те, кто финишировал третьим, четвертым и шестым. Но — и вот это главное — победившие российские и белорусские спортсмены смогли бы поехать на Олимпиаду.

Вмешались два фактора — ожидаемый и тот, о котором как-то не подумали. Ожидаемый — это реакция национальных олимпийских комитетов России и Беларуси:

они сделали всё, чтобы подготовка и организация поездки спортсменов на Азиатские игры прошли максимально плохо. Более того, спортивные чиновники постоянно намекали на то, что спортсмены будут считаться предателями, если поедут выступать без флага и гимна

(а нейтральный статус предполагает именно такой формат, без государственной символики). Второй фактор чисто математический: азиатский Оргкомитет вроде бы и готов был радушно приглашать гостей (только для России он подготовил 500 мест), но олимпийских лицензий ограниченное количество. А значит, любая «проходка» на Олимпиаду для россиян и белорусов — это минус лицензия для Азии.

Несправедливое распределение квот? Именно так. В итоге МОК сослался на «технические причины». Пропагандисты в России моментально «переобулись»: до этого они были недовольны приглашением вне конкурса, которое якобы унижает российских спортсменов, теперь стали недовольны отсутствием прежде унизительного приглашения.

Что будет дальше, не очень понятно. Будут, конечно, и другие турниры, где можно будет побороться за олимпийские лицензии, однако время утекает стремительно. Такой крупный форум, как Азиада, точно мог бы помочь, но получилось как есть.

Китай продемонстрировал способность делать из спорта мирового уровня настоящее шоу. Однако даже об уникальной церемонии открытия Игр, которая переплюнула по технологичности многие Олимпиады последних лет, практически не писали в России. В официальном топе спортивных новостей — в «Дзен-спорте» — за первые дни Игр информации о них не было. Зачем России Игры, в которых нет России?

Пройти отбор через Азию, таким образом, не получится, что серьезно сократит количество российских спортсменов в Париже.

Командные турниры уже точно пройдут без россиян. Если нет сборной России в целом, то не могут ехать и сборные по отдельным видам спорта, здесь логика прозрачна и понятна.

Поедут в индивидуальном режиме только те, кто, во-первых, соответствует критериям МОК (не поддерживает в публичных выступлениях военную агрессию России в Украине и не принадлежит к силовым ведомствам), а во-вторых, те, кто смог как-то отобраться на Олимпиаду. Пока под эти параметры подходят только теннисисты.

Какие выводы из всего происходящего могут сделать российские спортсмены? Главный вывод один: лучший способ пройти отбор на серьезные турниры — смена спортивного гражданства. Лидер среди соотечественников в гребле Анна Пракатень, серебряная медалистка Игр в Токио, в марте 2023 года сменила гражданство с российского на узбекистанское — и взяла сейчас в Азии «золото». Даже известный шоумен от спорта Дмитрий Губерниев, который всегда старался не расходиться с позицией властей, многократно — и в эфирах, и в соцсетях — поддерживал выбор спортсменки. Но до этой победы ей пришлось пройти через огромное количество унижений. Чиновники сначала публично обвинили ее во всех грехах, а потом зачем-то приняли решение, запрещающее ей возвращаться в российскую сборную.

Исполняющий обязанности президента Олимпийского совета Азии (ОСА) Рандхир Сингх не исключает участия россиян в дальнейших турнирах. Впрочем, что будет происходить в мире в 2025 году, когда очередные игры снова примет Китай, не берется спрогнозировать сейчас никто.

Больше статей о происходящем в России и в мире читайте в "Новой газете. Европа".