Рубеж солнцестояния. Глава "Рига-2014" Диана Чивле
Реально & Невероятно

Рубеж солнцестояния. Глава "Рига-2014" Диана Чивле

Otkrito.lv

Дни солнцестояния, когда торжествует свет и все силы природы достигают полного расцвета, - это примечательный рубеж и для года культурной столицы Европы, считает руководитель оргкомитета „Рига-2014”, куратор тематической линии „Рижский карнавал” Диана Чивле. „В эти дни мы что-то оставляем позади и начинаем новое, заканчиваем один цикл и переходим в другой, новое смешивается со старым. Пусть каждый из нас глубоко и искренне прочувствует эти дни!” - говорит она. Тем не менее наш разговор – не только о празднике.

Прошла половина года Риги как культурной столицы Европы, и в момент, когда вы прочитаете письменную версию этого разговора, позади будет грандиозный праздник, знаменующий середину нашей программы – „Солнцестояние Рига 2014”, а впереди – два выходных, Лиго и Янов день. Удачный момент, чтобы немного приостановить эту головокружительную карусель под номером 2014 и поговорить о том, что уже сделано, о целях, достижениях и новых идеях.  

Ты уже давала несколько интервью о том, что сделано в первой половине года культурной столицы Европы. Выкристаллизовались ли еще какие-нибудь новые выводы о том, что интересует людей, об отношении населения, о процессах, которые начались и идут уже независимо от программы „Рига-2014”?

Во-первых, все мы можем чувствовать удовлетворение от того, что сделано в первом полугодии. Наш подход к составлению программы оправдал себя, что подтверждается присутствием людей на мероприятиях и многим другими вещами. Мы уже можем сделать первые выводы о цифрах, которые предоставляют нам культурные учреждения, например, музеи. Мы также видим, как полны залы на концертах программы „Рига-2014”.

Это и было нашей целью еще на этапе разработки программы – доказать позитивную силу культуры, которая может многое изменить как в отношении, так и в жизни каждого человека. Такова всегда была внутренняя установка художественного совета, и мы уже видим, что она работает.

Мы очень рады видеть, как люди ищут на афишах наш маленький желтый логотип, усматривая в нем знак того, что мероприятие будет хорошим, художественно качественным. Это огромное удовольствие для организаторов мероприятий.

Мы наблюдаем некоторые тенденции – есть многие, кто проводит мероприятия вне программы „Рига-2014”, но стремится в нее попасть. Это подтверждает роль бренда. Люди начинают распространять понятие „культурная столица Европы” на качественные мероприятия и события, которые не входят в нашу программу. И это совершенно нормально, потому что в этом году Рига и все, кто живет в этом городе – мы и создаем культурную столицу Европы.

Мне кажется, в этом и состоит углубленный подход к культуре – посетитель вовлечен, он отлично себя чувствует, доволен и, конечно же, рано или поздно понимает, что присутствовал при событиях культурной столицы Европы.

Не всегда наглядность должна быть выражена огромными баннерами и яркими флагами. Меня часто спрашивают, достаточно ли „видимы” мероприятия „Рига-2014”, и мне всегда хочется назвать те события, через которые Рига как культурная столица Европы очень, очень заметна. Например, тот самый фестиваль уличного искусства „Blank Canvas”, во время которого в городе были созданы новые произведения искусства – его трудно было не заметить. И это иной способ, каким мы показываем себя в городской среде.

Какие события в уже прошедшей программе стали вершинами для тебя лично, в эмоциональном и чисто профессиональном плане?

Важно понять, что процесс культурной столицы Европы был очень значимым на всех стадиях подготовки, в том смысле, что мы ставили далеко идущие цели и было финансирование, чтобы двигаться к этим целям. Это был процесс, в котором созревали, росли и развивались проекты. Это очень важно по сравнению с обычным бюджетным годом. Который представляет собой краткосрочный процесс – мы быстро узнаем, есть деньги или их нет, быстро реагируем и выполняем, времени и денег всегда не хватает, чтобы образовалась синергия коллективного творчества, и столь важного „замеса и подъема теста” не происходит. Это можно хорошо видеть на выставках. Нередко экспозиции современного искусства в Латвии готовятся с настолько сильно „затянутым поясом”, что практически хрустит позвоночник. Если же произведения современного искусства смотреть в хорошем оформлении, на качественных выставках, впечатление от него будет совсем другим. Я прислушиваюсь к мнениям людей, особенно не из культурной среды, и так о выставках современного искусства мне говорили те люди, которые раньше считали его непонятным.

В целом, наша цель именно такова – сделать пассивного потребителя культуры активным. Мы видим, что это происходит, результат достигается.

Еще я рада новым произведениям. Организаторы знают, что новые произведения – это всегда риск. В программе культурной столицы их было уже много, и я не назову ни одного, которому не подобало бы быть в нашей программе.

Здесь снова невольно приходится напоминать о том, что программа культурной столицы Европы начала разрабатываться в годы экономического кризиса, и культура буквально стояла на коленях – бюджеты урезались наполовину, процессы шли на грани выживания, и программа культурной столицы пришла как спасательный круг в тот момент, когда нужно было выживать. С этой точки зрения символично одно из мероприятий нашей программы – фестиваль современного искусства „Survival Kit”. Выживание и развитие были важны для всех областей культуры.

Это заложило основу для будущего сотрудничества, развивать которое будет уже намного проще. Один крупный пример – выставка „1914”. При ее подготовке установились хорошие контакты с зарубежными музеями. Полезно поездить, посмотреть, как работают в других местах, а не сидеть в бочке, питаясь через зонд. Надо видеть самому, знакомиться, разговаривать с людьми. Это опыт, который мы получили возможность приобрести.

Конечно же,я рада проектам, которые создают сами рижане. Таких в программе „Риги-2014” много. Я искренне радуюсь за Саркандаугаву. Этот микрорайон наглядно показывает, как много могут сделать сами горожане со своими идеями, волей, энтузиазмом. Они вовлекают окружающих в сотрудничество, и, когда ты что-то делаешь сам, отношение к среде обитания меняется не по дням, а по часам. Эти проекты не очень публичны, но они намного ценнее, чем некоторые вещи, вокруг которых публично „парятся”.

Не могу отрицать – есть и то, над чем нужно серьезно задуматься. Например, уже обсуждавшийся вопрос о международной кампании. К нам обращаются как к организаторам программы, и мне хочется заявить раз и навсегда – идите к тем, кто был за это ответственен. И пусть они ответят за нерасторопность с международной кампанией - почему Государственное агентство развития туризма в течение двух лет не смогло довести процедуру закупки до того, чтобы кампания состоялась. Меня спрашивают – разве это не абсурдно? Да, это абсурдно, и я не могу найти этому оправданий и объяснений.

Насколько сейчас результат программы культурной столицы Европы отличается от намеченного? Может быть, что-то прошло не так, как планировалось?

По большому счету, мы реализовали намеченное примерно на 80%. По большинству мероприятий мы видим, что добавленная стоимость коллективного творчества намного выше, чем планировалось. Есть отдельные случаи, когда авторы „перегорели”, но с творческими людьми это случается.

Люди все больше верят в будущее и в развитие. В нашей программе есть несколько фестивалей, которые в год культурной столицы Европы проходят впервые, и организаторы хотят сделать их регулярными, ежегодными. Это уже упоминавшийся фестиваль уличного искусства „Blank Canvas”, „Рижский фотомесяц”, который может вырасти до балтийского масштаба, фестиваль музыки мира и уличного искусства „RE RE Rīga!”

Особенно я рада тому, что в конце года у нас пройдет первый международный кинофестиваль. Из того факта, что мы предусмотрели финансирование на презентацию латвийской киноиндустрии в год, когда здесь пройдет церемония Европейской киноакадемии, выросла идея о том, что Риге нужен один крупный международный кинофестиваль. Статус культурной столицы Европы уже в первый год придаст этому фестивалю еще больший международный резонанс.

И это не единственный пример. Статус выполняет свою задачу, побуждая людей задумываться, искать, менять что-то.  

Текс создан совместно с Rīga 2014/Фото: Каспарс Гарда