
"О какой приватности идет речь?" Пока латвийцы боятся слежки VID, доступ к их данным уже давно открыт

Служба госдоходов Латвии планирует использовать израильскую технологию Cellebrite для доступа к данным с частных устройств в рамках налоговых расследований. Эксперты предупреждают: несмотря на легитимные цели, у общества есть основания опасаться за свою приватность.
Как известно, Служба государственных доходов (VID) Латвии, стремясь эффективнее выполнять свои обязанности — особенно в выявлении неплательщиков налогов — решила приобрести специализированный инструмент цифрового расследования, разработанный компанией Cellebrite. С его помощью можно будет получать данные, которые ранее были недоступны, например, с частных устройств.
В передаче TV24 «Клуб национальных интересов» руководитель IT-компании Helmes Latvia Виестурс Буланс отметил, что доступ к смартфонам граждан — вовсе не новость. Люди вполне обоснованно испытывают тревогу в связи с этой новостью. В последнее время участились неприятные инциденты, связанные с утечками данных и мошенничеством. Благодаря технологиям и различным цифровым инструментам, которые становятся все более распространенными, данные пользователей легко собираются и могут быть использованы в недобросовестных целях.
«Это не новость — подобные инструменты используются во многих странах. Если не ошибаюсь, продукцию этого же производителя используют, например, в Австралии, США и других государственных структурах, - рассказал Буланс. - К сожалению, известны и неблаговидные случаи. Речь идет о недобросовестных государствах, например, Сербии, где подобный инструмент применялся для слежки за журналистами и политиками. Кроме того, на устройства дополнительно устанавливался еще один инструмент. Такие случаи действительно бывают, и естественно, что это вызывает у людей страх».
«Кроме того, часть общества, возможно, просто не понимает, как именно это будет происходить. В каких случаях? С какой целью? Люди беспокоятся о своем праве на приватность, но давайте будем честны — готов поспорить, что большинство людей даже не осознают, что уже сами выдали доступ к своим телефонам множеству других приложений: к камере, микрофону, датчикам. Все это происходит почти автоматически. Так о какой приватности мы вообще говорим?» — добавил Буланс.