
Для развития парков солнечной энергии нужны изменения в нормативных актах
Развитие отрасли возобновляемой энергетики дает Латвии значительные экспортные возможности, поскольку наш производственный потенциал существенно превышает объемы внутреннего потребления. И именно парки солнечной энергии – это та ниша, где возможен наибольший рост. Такие парки можно строить быстрее, чем парки ветрогенераторов, и банки заинтересованы в предоставлении финансирования для подобных проектов – эта сфера бизнеса достаточно прогнозируема и в ней уже накоплен опыт. Однако в этой области есть законодательный парадокс, который замедляет развитие и создает дополнительные затраты – при этом решить данную проблему достаточно просто, уверена Юлия Кукайне, руководитель Юридического управления Rietumu Banka.
Развитие отрасли возобновляемой энергетики дает Латвии значительные экспортные возможности, поскольку наш производственный потенциал существенно превышает объемы внутреннего потребления. И именно парки солнечной энергии – это та ниша, где возможен наибольший рост. Такие парки можно строить быстрее, чем парки ветрогенераторов, и банки заинтересованы в предоставлении финансирования для подобных проектов – эта сфера бизнеса достаточно прогнозируема и в ней уже накоплен опыт. Однако в этой области есть законодательный парадокс, который замедляет развитие и создает дополнительные затраты – при этом решить данную проблему достаточно просто.
Речь идет о том, что, хотя для парков солнечной энергии требуется разрешение на строительство и потом они сдаются в эксплуатацию, как и другие строения, зарегистрировать их в Земельной книге нельзя. Удивительно, что этот вопрос не решается годами – ведь разрешение на строительство солнечных парков предоставляется, и его можно зарегистрировать в Земельной книге. Государственная земельная служба присваивает таким паркам кадастровые номера. Но, несмотря на все это, внести уже готовый парк в Земельную книгу как «строение» нельзя. В результате парк солнечной энергии считается не строением и составной частью объекта недвижимости, а «движимым имуществом».
Однако по завершении строительства солнечная электростанция представляет собой не отдельное оборудование – это комплекс установленных на земельном участке конструкций, который включает в себя проложенные кабели, подстанции и т.д. Парк солнечных панелей становится частью объекта недвижимости. Парадоксально еще и то, что, к примеру, ангары можно регистрировать в Земельной книге как «строения», хотя их гораздо проще снести или переместить, чем солнечную электростанцию.
Также в отношении парков солнечной энергии существующее положение вещей противоречит самой сути разрешения на строительство: ведь оно должно предоставляться только для зданий и строений, которые затем подлежат регистрации в Земельной книге. Однако в ситуации с солнечными электростанциями соответствующий раздел Земельной книги впоследствии остается пустым, то есть в него не вносится объект, на строительство которого было выдано разрешение.
Может показаться, что это технические детали, не имеющие особого значения. К тому же многие солнечные электростанции уже построены, а значит, система как-то работает. Да, она работает, но – неэффективно с точки зрения финансирования, поскольку здесь возникает проблема с залогом, ведь ипотеку невозможно оформить на объект, не внесенный в Земельную книгу.
И если рассматривать парк солнечной энергии как «движимое имущество», то для банков предоставление кредита для его создания является более рискованным по сравнению с кредитами под залог недвижимости. Из-за этого получение финансирования обходится дороже или вообще становится невозможным, поскольку банки оценивают движимое имущество как имеющее более низкую залоговую стоимость и менее надежное. Иными словами, зарегистрированное в Земельной книге строение является для банков лучшим обеспечением, чем движимое имущество, которое может быть не привязано к конкретному месту.
При этом для проектов солнечных электростанций «цена» финансирования, то есть величина процентной ставки, имеет большое значение, потому что их жизненный цикл занимает годы и даже десятилетия. Повышение ставки даже на полпроцента означает рост себестоимости производимой электроэнергии, а следовательно, увеличение ее цены для потребителей. Таким образом, затраты на привлечение финансирования влияют на всю бизнес-модель проекта, и, возможно, на то, стоит ли вообще воплощать ее в жизнь.
Таким образом, решение имеющегося законодательного парадокса сделало бы парки солнечной энергии более привлекательными с точки зрения финансирования. И, соответственно, Латвия смогла бы быстрее развивать это направление и стать экспортером «зеленой» энергии.
Более того, это способствовало бы достижению поставленных целей в области энергетики и защиты климата, для чего требуется целенаправленная политика и инвестиции в такие проекты. Создание благоприятных условий для производства возобновляемой энергии и внесение соответствующих изменений в нормативные акты, безусловно, помогло бы реализации этой политики.
Мы призываем законодателей решить этот вопрос и создать возможность регистрировать парки солнечной энергии в Земельной книге как «строения» с соответствующими параметрами. Для этого требуются совсем небольшие и совершенно логичные изменения, которые определенно пойдут на пользу латвийской энергетике, финансовому рынку и, в конечном итоге, – потребителям электроэнергии.