Список кризисных лекарств только на бумаге - когда ждать реальных решений?
Жителям и медицинским учреждениям по-прежнему приходится сталкиваться с тем, что в какой-то момент необходимых лекарств нет из-за перебоев с поставками. В больницах необходимо создавать запасы на три месяца, но это не всегда возможно, а заметных результатов обсуждений необходимости создания дополнительных резервов лекарств на случай крупных кризисов нет, сообщает программа Латвийского телевидения "de facto".
В этом году Министерство здравоохранения составило список критически важных лекарств из 166 наименований, но пока это только на бумаге, и практические решения еще разрабатываются. В результате в отрасли растет напряжение. Ожесточенные дискуссии о совершенствовании системы резервов лекарств в сентябре этого года развернулись и в Комиссии по социальным и трудовым делам Сейма, где председатель Латвийской ассоциации фармацевтических поставок (представляющей оптовиков) Янис Либкенс указал, что "два с половиной года мы только говорим, создаем рабочие группы, которые решают, что нужно создавать рабочие группы", но ясного бюджета на создание запасов лекарств нет, и также нет ясности, где эти запасы будут храниться.
В Министерстве здравоохранения возражают, что продвижение все-таки есть, и упоминают подготовку списка критически важных лекарств как пример этого продвижения. Это медикаменты, которые должны быть обеспечены в любой ситуации. Однако в министерстве также признают, что пока это подписано только указом министра, но еще должно быть включено в нормативные акты. Также необходимо согласовать вопросы логистики - где будут храниться и как в случае необходимости доставить лекарства туда, где они нужны.
Эти вопросы в любом случае не будут раскрыты широкой общественности, так как для безопасности это информация с ограниченным доступом. Однако переговоры с игроками отрасли продолжаются. Государственный секретарь Министерства здравоохранения Агнесе Валулиене указала: "Мы также консультировались с нашими оптовиками и производителями лекарств. С нашими производителями мы определили, какие лекарства из этого списка могут начать производиться нашими заводами в день X, что для этого необходимо. Мы также определили, например, закупку активных веществ или дополнение производственных мощностей".
Фармацевтическая компания Olpha подтверждает такие переговоры и указывает, что латвийские производители могут обеспечить 20% необходимых запасов.
Однако они согласны с другими представителями отрасли, что необходимо, чтобы не только переговоры, но и практическая работа двигались быстрее. "Тогда нужно вносить изменения в законодательство", - объяснил председатель правления Olpha Юрис Бундулис. Регистрация лекарств - это долгий и трудоемкий процесс, поэтому производители предложили установить, что местные производители, имеющие сертификат надлежащей производственной практики, в кризисных или чрезвычайных ситуациях могли бы получить право производить лекарства в сотрудничестве с государством.
В министерстве подчеркивают, что работа над резервами лекарств на случай кризисов является приоритетом, и одновременно успокаивают, что уже существующая система запасов все же является подушкой безопасности. Кроме того, запасы медикаментов хранятся не только в больницах, но и в государственных материальных резервах, на пополнение которых этим летом правительство выделило полтора миллиона евро, и аналогичную сумму - на последующие годы. На вопрос, достаточно ли этой суммы, в Министерстве здравоохранения ответили: "Провокационный вопрос. Я скажу, что это уже много, чтобы мы могли начать... продолжить обновление резервов".
В больницах, несмотря на попытки выполнить требования по запасам, признают, что есть и проблемы. Член правления Рижской восточной клинической университетской больницы Харалд Плаудис сказал: "Если мы посмотрим на это с одной стороны - обезболивающие, антибиотики и так далее, смотря на группы, а не на конкретные названия медикаментов, то я бы сказал, что в примерно 70% случаев по медикаментам мы могли бы сказать: да, эти запасы есть. (..) Но ситуация намного сложнее с инфузиями. Это растворы для инъекций, объем которых огромен, и я не думаю, что в какой-либо больнице Латвии есть их трехмесячные запасы". Аналогичным образом в других латвийских больницах подтвердили, что они стараются сохранять резервы на несколько месяцев, но не все из них способны это сделать. Еще и потому, что не во всех медицинских учреждениях хватает места для их хранения.
Необходимость запасов лекарств очевидна, так как время от времени есть медикаменты, которые в какой-то момент в Латвии недоступны, и хорошо, если у них есть заменители.
"Например, диклофенак или ибупрофен - это обезболивающие, которые мы можем заменить. Но есть, например, онкологические и терапевтические медикаменты, которые невозможно ничем заменить. И тогда нам фактически нужно приложить огромные усилия, чтобы получить их, так как пациент не может ждать", - сказал Плаудис. Кроме того, медикаменты, хранящиеся в больницах, предназначены для пациентов этих больниц.
Но недостаток лекарств ощущают и люди с хроническими заболеваниями, и те, кто может лечиться дома, но покупают лекарства в аптеках. Председатель правления Альянса редких заболеваний Байба Зиемеле признала, что перебои с поставками лекарств - это проблема, с которой время от времени приходится сталкиваться.
Данные Государственного агентства лекарств показывают, что многие медикаменты по-прежнему недоступны. Агентство анализирует их - есть ли у них альтернативы, есть ли на них спрос, и при необходимости ищет решения. Если каких-то лекарств начинает не хватать и в Латвии их остается меньше, чем на месяц, агентство может запретить их экспорт для дальнейшей продажи. Например, в прошлом году экспорт был запрещен в 36 случаях.