Завернутые лишь в тонкие одеяла, без одежды или записок: какими оставляли в этом году новорожденных в бэби-боксах Латвии
В Baby Box, или спасательных люльках за 15 лет в Латвии оставлен 61 новорожденный, сообщили агентству LETA представители проекта "Glābējsilīte - место для жизни ребенка".
В этом году в Baby Box было оставлено четыре ребенка, что на фоне последних лет является увеличением, но в целом нет, так как в среднем за год в люльках оставляют от трех до пяти детей, заявила руководитель проекта Лаура Звирбуле. В прошлом году в спасательной люльке был оставлен один ребенок, в 2022 году — четыре, а в 2021 году — три.
Несмотря на то что в этом году не наблюдается значительного роста числа детей, оставленных в спасательных люльках, руководитель проекта выражает обеспокоенность. Тревогу вызывает факт, что после долгого перерыва в этом году двое младенцев были найдены мертвыми, выброшенными в мусор.
Один из факторов, приведших к этим трагическим случаям, по мнению проекта Glābējsilīte, заключается в том, что после вступления в силу европейского регламента о защите данных информация о детях, оставленных в Baby Box, больше не освещается так активно в публичном пространстве. Это означает, что на протяжении нескольких лет о спасательных люльках не было достаточно информации, и целевая аудитория не была достигнута, отметила Звирбуле, допуская, что выросло целое поколение, которое ничего не знает о 15-летнем существовании проекта Glābējsilīte.
В последние годы наибольшее количество младенцев оставлено в спасательной люльке в Риге, за которой следует Мадона. Детей оставляют в Baby Box в разном возрасте и состоянии. Иногда младенцев оставляют с записками, одеждой, а в некоторых случаях даже с информацией о сделанных прививках. В других случаях младенец оставляется с едва перерезанной пуповиной.
Последние дети, оставленные в Мадоне и Риге, вновь подтвердили необходимость спасательных люлек — младенцев оставили обнаженными сразу после родов, завернутыми лишь в тонкие одеяла, без одежды или записок, отметила Звирбуле.
Она также рассказала, что несколько лет назад в Риге младенца оставили завернутым в грязную, масляную мужскую куртку — можно было предположить, что "в таком состоянии младенца собирались выбросить в мусор".
Этот и подобные случаи лишь подтверждают необходимость спасательных люлек, поскольку состояние, в котором некоторые младенцы оставляются, показывает, какое "значение" им придается до того, как они попадают в люльку. Статус ребенка, оставленного без документов, — "подкидыш", что означает, что ребенок свободен для усыновления. Если на ребенке не обнаружены признаки насилия, уголовное дело не заводится. За 15 лет случаев насилия над оставленными младенцами не зафиксировано.
В редких случаях родители с разрешения Сиротского суда забирали своих детей обратно. Одна мать написала в письме, что как только услышала "щелчок" закрывающейся двери люльки, сразу пожалела о своем решении и в течение 24 часов обратилась в Государственную полицию и Сиротский суд, чтобы вернуть ребенка. В этом случае это удалось, но следует учитывать, что каждый муниципалитет устанавливает свои правила предусыновительного периода, то есть времени, в течение которого младенец должен быть усыновлен, и поэтому срок для возвращения ребенка очень ограничен.
Предусыновительный период в самоуправлениях обычно длится от одного до четырех месяцев — это период, в течение которого биологические родители могут попытаться вернуть оставленных детей. Чтобы сделать это, родителям нужно обратиться в Сиротский суд и за свой счет провести ДНК-тест, чтобы подтвердить биологическое родство. После теста Сиротский суд с помощью проверок и бесед оценивает готовность родителей взять на себя опекунство.
Оставленным детям в больнице дают символические имя и фамилию, которые меняются при усыновлении новыми родителями. Также ребенку дается "подарочная коробка", в которой находится письмо для новых родителей и для самого ребенка. В письме ребенку, подготовленном психотерапевтом, говорится, что "оставление было лучшим решением твоих биологических родителей, потому что ты жив".
С 2009 года в Латвии работают восемь Baby Box — в Даугавпилсе, Резекне, Мадоне, Валмиере, Елгаве, Риге, Лиепае и Вентспилсе.
Люлька представляет собой дверь в стене, за которой находится детская кроватка с органическими стеклянными краями. Дверь автоматически закрывается, подавая сигнал врачам, что кто-то был оставлен в спасательной люльке. В течение двух минут к младенцу приходит персонал, оценивает его состояние здоровья и передает информацию в Государственную полицию и Сиротский суд, чтобы убедиться, что ребенок не числится в розыске.
Проект Glābējsilīte дает шанс на жизнь детям, чьи биологические родители готовы совершить преступление, потому что не хотят своего малыша. Его цель — не только спасти жизнь нежеланного ребенка, но и стимулировать общественные дискуссии по вопросам планирования семьи.
Социальный проект "Glābējsilīte — место для жизни ребенка" в Латвии реализует PR-компания Divi gani, Лаура Звирбуле и Эдите Канепая-Ванага в сотрудничестве с Латвийским детским фондом.