Отставки и новые назначения в украинском правительстве показали, что "скамейка запасных" коротка как никогда
С утра 3 сентября в секретариат Рады вдруг одно за другим посыпались заявления министров «Прошу принять мою отставку…»
«Прошу принять мою отставку»
В нормальное, то есть без войны, время новость стала бы топовой во всех национальных медиа. Нельзя сказать, что сейчас она совсем не вызвала интереса. Но на фоне трагедии в Полтаве, когда после удара двух российских «Искандеров» по военному институту связи погибло на месте более полусотни курсантов и мобилизованных, а ранения получили свыше трехсот человек, «выброс» из правительства был воспринят в обществе скорее с раздражением: «Нашли когда!»
Следует учесть особенность украинского менталитета. Власть, хоть исполнительную, хоть законодательную, ругают в хвост и гриву, не выбирая выражений. Но отставки, тем более неожиданные, а в данном случае еще и массовые, воспринимают либо как бегство с поля боя: «Наворовал и хочет смыться!», либо как интригу в верхах: «Этот еще ничего был, вот не ужился. Значит, на место посадят полного нуля!», либо как тасование колоды. Ну и основная претензия, имеющая в большой степени под собой почву: Рада, мол, не субъектна, всё зависит от воли главы государства, Кабмином тоже руководят из Офиса президента «пять-шесть эффективных менеджеров», по ставшему крылатым выражению Зеленского.
В тот же день появился и указ президента: освободить от занимаемой должности заместителя главы Офиса Ростислава Шурму, одного из тех самых, эффективных. Причины не назывались. Отчет функционера, который с ноября 2021-го курировал экономику и энергетический сектор, протокол тоже не предусматривал. Но журналисты и политизированная аудитория вспомнили, чем запомнился сын известного пророссийского политика Игоря Шурмы, близкого к Медведчуку. Ростислав Игоревич всё труднее находил общий язык с международными партнерами из США, которых беспокоил уровень коррупции в Украине. На фоне недавнего увольнения главы «Укрэнерго» Владимира Кудрицкого (по сведениям «Суспільного», Кудрицкому предложили написать заявление после заседания Ставки: не обеспечил должную защиту энергетических объектов страны, которые сильно пострадали от российских обстрелов в августе) решение по Шурме выглядело продолжением наказания за незавершенные защитные конструкции и перебои с поставками электроэнергии.
Новость о грядущих отставках в правительстве предал гласности на своей странице в фейсбуке спикер парламента Руслан Стефанчук. Первым решил попрощаться глава Фонда госимущества Виталий Коваль. За ним: министр юстиции Денис Малюська, министр охраны окружающей среды Руслан Стрелец и министр стратегических отраслей промышленности Александр Камышин. К вечеру заявления написали Ольга Стефанишина, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, и Ирина Верещук, вице-премьер и глава министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины.
3 сентября стало недобрым и для капитана первого ранга Романа Гладкого, начальника штаба командования Сил беспилотных систем, получившего пост месяц назад. Главком ВСУ Александр Сырский принял решение освободить его от выполнения служебных обязанностей до того момента, пока Служба безопасности не проведет спецпроверку. На днях Сырский, отвечая на претензии профильного комитета Рады, утверждал: его протеже прошел все необходимые проверки, имеет достойный бэкграунд со стажировкой в Канаде включительно. Но с Главкомом не согласилась СБУ: как оказалось, Гладкого они не проверяли.
Накануне ряд медиа распространил информацию о том, что нового начальника командования Сил беспилотных систем уже пытались привлечь к ответственности в 2018-м, выдвигали подозрения в шпионаже в пользу России и коррупции, состоялись суды. Спросить об этом у самого Романа Николаевича журналисты не смогли: он ответил, но потом бросил трубку. Зато на свет усилиями депутатов из парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны были извлечены российский, хоть и просроченный, паспорт супруги Гладкого (первые два года оккупации Крыма его жена и дети продолжали жить на полуострове; дочь занималась плаванием и успешно выступала на соревнованиях за ЦСКА РФ). Но главное: Гладкий не имел ни малейшего опыта работы с беспилотными системами…
Где взять новую энергию?
4 сентября: чудовищный ночной удар по историческому центру Львова, жертвы, гибель целой семьи — три дочери и их мама, остался в живых только отец… Утром на фейсбук-странице спикера Рады Стефанчука появился скрин заявления об отставке министра иностранных дел Дмитрия Кулебы, которого принято считать одним из самых успешных и пользующихся авторитетом у западных партнеров членов Кабинета.
Правда, на днях он же оказался причиной международного скандала в Польше. Словесный пассаж о «принудительном выселении украинцев с украинских территорий», прозвучавший в дискуссии вокруг печально известной операции «Висла» 1947 года, вызвал у польского истеблишмента жесткую реакцию: «Мы понимаем, что полного примирения в правде не будет». Кулеба тут же уточнил, что имел в виду только исторический контекст, а не Люблинское, Подкарпатское и Малопольское воеводства. Следом принес извинения, но это не помогло.
Реакцию президента на удар от своего же министра представить было несложно. Полетели медийные слухи, что Дмитрия Кулебу Зеленский собирался менять еще в марте. Накопились претензии. На отчет перед Радой министр не пришел. Да и вообще о проделанной работе перед депутатами отчитались только Камышин, Малюська, Стефанишина и Стрелец. Малюська оказался единственным, кого депутаты благодарили аплодисментами. Тем временем журналисты загибали пальцы, считая: а еще ведь пять членов правительства продолжают пребывать в статусе исполняющих обязанности. Депутатам придется освободить от занимаемых должностей, а потом назначить на них более пятидесяти процентов Кабмина! С первой попытки перезагрузить правительство не удалось: не хватило голосов. Для того чтобы фракция «Слуги народа» не боялась отправить половину уставшего кабинета министров в отставку, подключился президент. По ходу общения были названы кандидаты на вакансии и нарисован «скелет» реформированной структуры. Многих конструкция удивила. Публично и официально глава государства комментировал перемены так: «Нам сегодня нужна новая энергия, и эти шаги связаны с усилением нашего государства».
После этого разговора голоса нашлись, и отставки состоялись. Назначения же показали, что анонсированная «новая энергия» похожа на ротации топ-чиновников или перетекание кадров из Офиса президента в правительство и наоборот. Иные аналитики даже заговорили о правительстве как о «вертикали Ермака» (влиятельного руководителя президентской канцелярии): перечисляя пул назначенцев, близких к последнему.
Офис президента как кузница кадров
Ольга Стефанишина, например, получила больше полномочий, стала министром юстиции — вице-премьером по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины. Кабинет Дмитрия Кулебы в МИД занял его заместитель, Андрей Сибига. До того Андрей Иванович работал заместителем главы президентского Офиса, держался в тени, но молва доносила, что этот человек — интеллектуальный двигатель команды. О том, как сложится судьба Дмитрия Кулебы, пока известий нет. Зато еще один экс-заместитель главы Офиса, Алексей Кулеба (не родственник, а однофамилец Дмитрия), превратился в вице-премьера по восстановлению — министра развития громад и территорий Украины. Большего куска обязанностей и полномочий, чем у Алексея, в правительстве нет ни у кого. Хотя президент на рандеву с депутатами пообещал разделить в будущем министерство развития на две части: министерство регионов и министерство инфраструктуры.
Охрану природы доверили Светлане Гринчук, экс-замминистра энергетики. А в 2022 году она была замминистра экологии: занималась, кроме всего прочего, имплементацией Парижского климатического соглашения. Не хочется ерничать, но столь разные сферы, экономику и экологию, требующие специальных знаний, объединяла только буква «Э» — значит, Раду устроило. Министром молодежи и спорта утвердили Матвея Бидного. До сих пор Матвей более полугода находился в статусе исполняющего обязанности министра и, судя по всему, обязанности исполнял отлично.
Не в пример и. о. министра культуры Украины, на смену которому пришел кадровый дипломат, а в последнее время заместитель руководителя Офиса президента Николай Точицкий. Название министерства теперь — культуры и стратегических коммуникаций Украины. В гражданском обществе всё громче голоса тех, кто утверждает: Украина проигрывает в «войне культур», которую Россия начала гораздо раньше широкомасштабной. Минкульт РФ плотно взаимодействует с МИД и СВР РФ. Там, где Кремль сразу не может зайти в какой-то экономический, оборонный, политический формат, он бросает культурный якорь. Потом возвращается и дорабатывает. Потому слова Зеленского об усилении культурно-дипломатической составляющей — прямое руководство к действию команде Точицкого.
Бывший директор «Укроборонпрома» Герман Сметанин стал главой министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности вместо Александра Камышина. Эксперты ломали голову: почему отправили в отставку руководителя, к чьей работе не было претензий? Чуть позже ситуация прояснилась: экс-министр стал советником президента по стратегическим вопросам, что может указывать на появление вскоре некого нового оборонного проекта, реализацию которого поручат этому специалисту. Экс-вице-премьер Ирина Верещук получила назначение в Офис президента. Этот карьерный вираж она эмоционально прокомментировала в фейсбуке: «Президент сказал, что я ему нужна в ОПУ. Потому перехожу на должность заместителя главы ОПУ. Служу украинскому народу!» Читатели, как водится, разделились в пожеланиях. Одни благодарили Ирину за сделанное, желая успехов, другие обыгрывали вектор «в ОПУ», как могли.
Одно из самых актуальных министерств, Минветеранов, возглавила Наталья Калмыкова. Ее кандидатура не вызывала споров даже у политических оппонентов. С осени 2023-го Калмыкова была замминистра обороны Украины, а до того — исполнительным директором Украинского ветеранского фонда. После нескольких месяцев невнятицы шефа получило министерство аграрной политики. Прошлого министра подозревают в махинациях с землей на круглую сумму, его сменщик трудился в статусе «и. о.» и, видимо, без особых успехов. Аграрным сектором Украины отныне ведает Виталий Коваль — да, тот самый, что подал в отставку с поста главы Фонда госимущества. «Состоялись правительственные замены, — сказал в традиционном вечернем телеобращении Владимир Зеленский. — Я благодарен парламенту за поддержку соответствующих кандидатур. И очень важно, чтобы правительственные институции сейчас работали максимально активно — еще активней, чем это было раньше».
В свое время Леонид Кучма сетовал в своем кругу на короткую скамейку «запасных»: мало тех, кому можно доверять стопроцентно, еще меньше — кому можно доверить мало-мальски ответственное направление, чтобы не завалили. Потому приходится гонять по кругу одних и тех же соратников. От осторожных предложений попробовать расширить поиск (мол, в Украине достаточно профессионалов) отмахивался: они чужие, продадут! С тех пор скамейка стала еще короче.