Год после совершенного Русиньшем убийства: сделала ли Латвия выводы?
В апреле исполняется год с тех пор, как совершенное Леоном Русиньшем жестокое убийство бывшей жены потрясло общественность. Шокировало не только само зверство, но и неспособность правоохранительных органов его предотвратить, так как полиции было известно о преследованиях. После убийства власти пообещали больше заниматься профилактикой насилия и ужесточить наказания.
Программа Латвийского телевидения De facto проанализировала, что изменилось за год, и пришла к выводу, что видна более активная работа, однако более жесткие наказания применяются не всегда. Количество вызовов на семейные конфликты с более чем 11 000 в 2020 году уменьшилось примерно до 8000 в прошлом году, но при этом число решений об ограждении от насильника выросло с 461 почти до 900, то есть такая мера применяется все чаще. Временная защита также все чаще назначается судами, чаще применяются и наказания за ее несоблюдение, при этом чаще именно в виде заключения.
По данным судебной администрации, если в 2022 году тюремное заключение или временное содержание под стражей за нарушение постановления о временной защите было назначено 28 раз, то в 2023 году - уже 87 раз. В Госполиции отмечают, что более активная работа связана с усилиями по исправлению того, что привело к убийству в прошлом году. Однако новая возможность применять более суровые наказания за насилие и преследования, предусмотренная Уголовным законом, пока используется не очень активно.
Уже после внесения поправок в закон в базе данных судебных приговоров можно найти только три приговора, и все они были вынесены по крайней мере через полгода после совершенного Русиньшем убийства. Ни один насильник не приговорен к реальному тюремному заключению, не говоря уже о максимальном наказании, пишет Lsm.lv.
В понедельник стало известно, что Государственная полиция считает, что необходимо внести изменения в закон, дополнив его нормой об административной ответственности за сексуальные домогательства, сообщили агентству LETA в Госполиции, комментируя предложение министра юстиции Инесе Либини-Эгнере о введении уголовной ответственности за сексуальные домогательства.
Как отметили в Госполиции, Стамбульская конвенция предусматривает, что ратифицировавшие ее государства должны принять законы, правила и другие меры для того, чтобы любое нежелательное вербальное, невербальное или физическое сексуальное поведение, целью или следствием которого является унижение человеческого достоинства, было наказуемо - уголовно или иным образом. Это означает, что ратифицировавшие конвенцию государства сами могут решать, какие наказания применять за сексуальные домогательства.
При Минюсте создана постоянная рабочая группа, которая рассматривает предложения по усовершенствованию уголовного законодательства, в том числе и вопрос о необходимости введения наказаний за сексуальные домогательства. Госполиция полностью согласна с тем, что сексуальные домогательства должны наказываться, однако ст. 40 Стамбульской конвенции не обязывает государства их криминализировать, а предоставляет им право самим решать, какие наказания применять к виновным. Трудовое законодательство уже предусматривает административную ответственность за подобные правонарушения на работе, но нормативной базы для таких правонарушений вне рабочей среды нет.
Госполиция считает, что в закон об административных наказаниях следует внести поправки, устанавливающее административную ответственность за сексуальные домогательства, при этом необходимо дать четкую формулировку данного нарушения.
Как сообщалось, Министерство юстиции вместе с экспертами приступило к работе над изменениями закона, чтобы ввести в Латвии уголовную ответственность за сексуальные домогательств.
Министр юстиции Инесе Либиня-Эгнере предлагает предусмотреть уголовную ответственность за сексуальные домогательства, так как это позволит жертвам насилия получить необходимую поддержку и защиту. Соответствующие предложения планируется подать ко второму чтению поправок к Уголовному закону, которые сейчас рассматриваются Сеймом. "Сексуальные домогательства - это оскорбление человеческого достоинства. Это может быть и вербальное, и невербальное, и физическое сексуальное поведение, оно может осуществляться с использованием различных каналов общения, в том числе цифровых", - говорится в заявлении Минюста.
Либиня-Эгнере подчеркивает, что ни один человек не должен испытывать сексуальных домогательств, тем более на работе или в учебном заведении - местах, которые должны быть безопасными. Домогательства не всегда являются физически насильственными, это могут быть и непристойные высказывания, нарушение личного пространства и психологическое воздействие. При этом нередко такое унижение женщин не расследуется должным образом, и это вызывает ощущение безнаказанности, считает министр.
Вопрос о сексуальных домогательствах обострился после того, как несколько студенток Латвийской музыкальной академии (ЛМА) рассказали о сексуальных домогательствах со стороны ряда преподавателей. Дисциплинарное взыскание применено к одному преподавателю, еще один преподаватель отстранен от работы без возможности общения со студентами. Также прозвучали подобные подозрения в отношении одного из преподавателей Латвийской художественной академии. В связи с полученной информацией о возможных домогательствах со стороны преподавателей Государственная полиция начала уголовный процесс по разделу Уголовного закона о преступлениях против нравственности и половой неприкосновенности.