Ошибка на миллион: в министерстве не могут найти виновного в отсутствии велодержателей в новых поездах
фото: Shutterstock
Иллюстративное фото
В Латвии

Ошибка на миллион: в министерстве не могут найти виновного в отсутствии велодержателей в новых поездах

Rus.jauns.lv

Большие проблемы вокруг новых электропоездов Škoda vagonka (их задержки и отмены рейсов) затмили другую проблему – отсутствие в вагонах велодержателей. Оказалось, что "пропал" ответственный, который не включил в спецификацию закупки поездов такое требование.

Вскоре проблему осознал министр сообщения Каспар Бришкенс, который созвал собрание и подсчитал, во сколько обойдется оборудование велодержателей. Кое-кто взял калькулятор и вычислил, что мы снова оказались в больших минусах. При этом толком никто не может сказать, как это произошло, ведь виноватого найти не удается.

"Грязные" велосипедисты

Еще в середине декабря прошлого года, когда пассажиров стали перевозить первые новые электропоезда, сразу начались упреки, почему в вагонах не предусмотрено место для велосипедов. Страсти накалились еще больше после того, как известный велосипедист Кришьянис Ратиникс разместил в соцсети Х фотографии и заявил, что в новом поезде нет никаких проблем "разместить 13 велосипедов в одном вагоне".

Сообщение и фотографии вызвали шквал возмущений со стороны пассажиров, которые не хотят ездить вместе с грязными велосипедами и велосипедистами. Посты в комментариях в интернете следовали один за другим: "Как велотурист, я осуждаю такие действия. Прежде чем сесть в поезд, я всегда стараюсь помыть велосипед и одеться в чистую одежду", "Велосипеды не должны загораживать коридор. А садиться на сиденье в грязной одежде не совсем правильно, да и велосипеды тоже пачкают сиденья" - писали люди.

Сам Каспарс Ратиникс рассказал порталу Jauns.lv: "Из-за этих фотографий возник ненужный ажиотаж, потому что у людей сложилось ложное представление о реальной ситуации". Он хотел бы выяснить, кто на самом деле забыл указать необходимость в велосипедных стойках в спецификации на закупку поездов и кто за это несет ответственность.

Виновного не найти

Специалист по связям с общественностью Министерства сообщения Байба Гулбе ответила на это: "В то время, когда была объявлена закупка электропоездов, места для крепления велосипедов не были обязательным требованием. В качестве обязательного в Европейском Союзе (ЕС) это требование будет распространяться на закупки, объявленные с 7 июня 2025 г. Сейчас приоритетом с привлечением всех сторон является найти оптимальное решение для велосипедистов и пассажиров".

15 декабря, когда первый новый поезд Škoda vagonka с пассажирами покинул Центральный вокзал Риги, даже председатель правления Pasažieru vilciens (ныне – Vivi) Роджер Янис Григулис не смог назвать виновного. Когда он вступил в должность в 2017 году, первый раунд тендера на поставку поездов уже был объявлен, и требования о велосипедных креплениях не было. Можно сказать, что виновный "растворился в тумане"

Потребуется еще миллион евро

В данный момент Министерство сообщения обсуждает с экспертами оптимальное решение этой проблемы для новых электропоездов.  Правда пока даже не понятно, как можно будет перевозить велосипеды в поезде — в горизонтальном или вертикальном положении. Причем, если месяц назад чиновники говорили, что крепления будут устанавливать "весной", то теперь уже "до лета". 

Каспар Брикшенс сказал, что расходы на оборудование велодержателей могут составить около миллиона евро, 85% из которых покроют фонды ЕС. Да, у Латвийского государства вроде бы затраты меньше, но надо же учитывать, что мы же страна-член ЕС и не только берем, но и отдаем свои деньги в фонды ЕС.

Всего в Латвию будет поставлено 32 новых электропоезда, и если предусмотреть в каждом вагоне от шести до восьми велодержателей, то в грубом подсчете получается, что один может обойтись примерно в 4500 евро. Но конкретную сумму пока назвать нельзя, так как все зависит от "технического решения". Можем предположить, что хотя бы часть этой суммы можно было бы покрыть за счет штрафных санкций, наложенных на Škoda vagonka, которые уже в первый месяц достигают около 100 000 евро за невыполненные рейсы и задержки поездов.