Восточный Авдеевский фронт. Возможен новый Бахмут и подтверждаются ли гигантские потери россиян
Что происходит вокруг Авдеевки? Взяли «промку»? Действительно тысячи погибших? Будут ли стороны наступать дальше или засядут в глухую оборону? «Новая-Европа» обсудила военные новости с экспертами.
Бои за «промку»
Уже несколько суток российские «военкоры» празднуют взятие промзоны на подступах к Авдеевке. «У нас успех в промышленной зоне («промке»), которая правее известного блокпоста № 1 ВСУ на ДКАД (Донецкая кольцевая автодорога. — Прим. ред.) в сторону Ясиноватой, сообщает ТГ-канал «Военкор Котенок». — Молодцы — взяли серьезный укреп, откуда много чего летело по Донецку. Если возьмем Коксохим, Авдеевке можно передавать горячий привет. Держать там людей для ВСУ будет означать просто убивать личный состав… Сложно с Авдеевкой, потому что укрепления и подземные коммуникации противника строил киевский метрострой. Если выковыряем ВСУ оттуда, это станет самым серьезным успехом за время СВО после Мариуполя. Населения в Авдеевке не осталось. На 30-тысячный город, возможно, тысяча бабушек… После взятия Авдеевки до Краматорска у противника практически нет серьезных укрепов. В Славянско-Краматорской агломерации — линия обороны с аэродромом, штабами, бункерами, выстроенная с 2014 г.».
«Военкор» Александр Коц пишет, что «со взятием промки у нас открываются дополнительные возможности давления на мощный опорник «Царская охота» — южные «ворота» Авдеевки. Можно ли назвать освобождение «промки» переломным моментом в Авдеевской операции? Психологическим — точно. Эта заноза так глубоко сидела и ныла, что избавление от нее дает и моральное удовлетворение».
Владимир Зеленский неожиданно посетил Бахмут (22 марта 2023)
Президент Украины Владимир Зеленский посетил передовые позиции в Донецкой области и наградил защитников Бахмута.
«Взятие промзоны ознаменовывается овладением стратегической высотой, — пишет ТГ-канал «Архангел Спецназа». — Для примера: высота «Зольника» (Авдеевского террикона) 228 метров, а высота «промки» 246 метров… Но у Авдеевки до сих пор есть подъездные дороги, которые контролирует ВСУ, а это значит, что личный состав, БК и провизия поставляться будет».
— Захват россиянами промзоны у Авдеевки еще не подтвержден официально, — говорит «Новой-Европа» военный аналитик ФБК Ян Матвеев. — Судя по всему, бои там до сих пор продолжаются, и «промка» остается «серой зоной». На мой взгляд, важен не захват какой-то территории армией РФ, а сам факт продолжения попыток штурма города. Российские генералы настроены и дальше вести битву за населенный пункт. Они приказывают атаковать на северо-западе и севере у села Степовое, пытаются еще большим охватом обойти украинские позиции. Вероятно, что к моменту, когда замерзнет земля и техника сможет спокойно проезжать, атаки станут еще более яростными.
По словам Яна Матвеева, северо-западную окраину Авдеевки прикрывает территория Авдеевского коксохимического завода. Захват предприятия поставит город на грань окружения. Однако сегодня пути сообщения, проходящие через села Ласточкино, Орловка, Семеновка, Бердычи и другие, продолжают функционировать.
Ситуацию в городе на данный момент Ян Матвеев оценивает как рабочую. Линии снабжения с тылами у ВСУ сохраняются. Когда украинские части отошли на заранее подготовленные рубежи, держать оборону им пока выгоднее, чем бросать хорошо укрепленные позиции.
— Циничная военная математика подсказывает, что обмен одной жизни твоего солдата на жизни нескольких врагов — вполне удовлетворительный вариант, — заявляет Ян Матвеев. — В городских боях россиянам придется заплатить за постоянные штурмы Авдеевки очень высокую цену. Даже если в итоге они захватят город, это будет стоить очень дорого.
— У россиян под Авдеевкой, действительно, есть ограниченные успехи, говорит «Новой-Европа» глава украинского «Центра военно-правовых исследований» Александр Мусиенко. — Но украинские войска сдерживают натиск врага. Цель этой кампании для Украины — выиграть время и уничтожить как можно больше сил противника.
— Россияне продвигаются там, где они сумели разрушить тяжелыми авиабомбами и снарядами оборонительные сооружения в юго-восточной части промзоны, — говорит «Новой-Европа» полковник ВСУ в запасе Роман Свитан. — Теперь в этом месте не за что держаться, и украинские войска вынуждены были отойти на северо-западный участок «промки». При этом россияне также не контролируют оставленный украинцами кусок территории. Сегодня это «серая зона». Также армия РФ немного продвинулась в сторону Очеретино на северо-западе от Авдеевки. Это делается в надежде окружить город. Но вероятность такого исхода крайне мала.
Роман Свитан объясняет, что промзона — это одна из господствующих в этом районе высот, и она имеет важное оперативное значение. За девять лет в этом месте создан глубоко эшелонированный и отлично защищенный укрепрайон. Поэтому полностью отдавать этот участок россиянам ВСУ в ближайшее время не собирается.
Без права на ошибку
— У российских войск есть подтвержденные успехи на Авдеевском направлении. Наметившаяся тенденция может означать снижение запаса прочности ВСУ, — высказывает свою точку зрения для «Новой-Европа» израильский военный эксперт Давид Шарп. — Если обороняющиеся в Авдеевке силы не смогут остановить это наступление, то ситуация для них станет крайне тяжелой, перерастающей в безнадежную. Необходимо предпринимать все возможные меры по купированию опасности возникновения «котла». У украинцев нет сейчас права на ошибку.
По словам Давида Шарпа, россияне пытаются и пока не могут взять Авдеевку в окружение. Пути сообщения и снабжения, ведущие в городок, находятся под угрозой. Возникают аналогии со штурмом российскими войсками Бахмута. Теперь решение о возможной сдаче Авдеевки в руках украинского командования. Если станет ясно, что удерживать населенный пункт бессмысленно, то отводить войска следует организованно, чтобы отступление не переросло в беспорядочное бегство. Как показал опыт российских войск, обороняться можно не только в городах, но даже и в чистом поле.
— Под Авдеевкой мы не раз наблюдали единовременные удары десятками единиц российской бронетехники, — рассказывает Давид Шарп.
— Это выглядит действительно масштабными наступательными действиями. Зимой, когда почва замерзнет, стороны, вероятно, вернутся к попыткам локально атаковать и контратаковать на различных участках фронта.
Для того чтобы устроить по-настоящему массированное наступление, требуется концентрация в одном месте значительных сил. Однако маловероятно, что задействование крупных резервов останется незаметным для неприятеля. Поэтому вероятнее, что в ближайшие месяцы на всех участках, кроме Авдеевки, мы будем видеть позиционные бои без значительных успехов одной из сторон.
Оперативный простор для дальнейшего наступления россиян открывается после возможного взятия Авдеевки лишь в том случае, если у ВСУ на новых рубежах не оборудованы дополнительные линии обороны. Давид Шарп не видит причин считать, что украинская сторона не подготовилась к такому варианту развития событий. Времени на возведение оборонительных сооружений было более чем достаточно.
Возможности развития российского наступления, по мнению Яна Матвеева, зависят не от взятия Авдеевки, а от устойчивости украинских войск. Отойдя из населенного пункта, ВСУ просто займут ранее построенные в другом месте укрепления. Сам город не имеет большого стратегического и даже тактического значения. Ведь через него не проходят важные коммуникации и дороги. Сдача города не изменит логистику и не добавит преимущества россиянам.
— Если ВСУ получат приказ оставить Авдеевку, то украинским войскам придется отходить на довольно значительное расстояние, — говорит Роман Свитан. — Следующий серьезный рубеж обороны расположен на высотах у поселка Карловка, примерно в 20-30 километрах от сегодняшней линии фронта. Поэтому у украинской стороны сегодня даже нет мысли выйти из города. Кроме того, Авдеевку потом придется отбивать обратно, что будет сопряжено с большими жертвами среди украинских военных.
При этом, по словам Романа Свитана, россияне с наступлением на Авдеевку попали в информационный капкан: пропаганда уже раструбила о важности занятия именно этого города. Теперь придется проводить штурмы, не считаясь с потерями.
Спорные потери
Министерство обороны Великобритании в очередной сводке сообщило со ссылкой на украинский генштаб, что в ноябре 2023 года потери россиян в среднем составляют 931 человек в сутки. Ранее самым смертоносным месяцем для России был март 2023 года, в разгар наступления России на Бахмут, когда потери достигали 776 человек ежедневно. «Если считать в целом, включая убитых и раненых, то цифры выглядят правдоподобно, — заявляет британское военное ведомство. — За последние шесть недель, вероятно, наблюдался один из самых высоких показателей потерь среди русских за всю войну. Тяжелые потери в основном были вызваны наступлением России на город Авдеевку в Донбассе».
— Судя по сводкам генштаба ВСУ, примерно половина российских потерь приходятся сегодня на Авдеевское направление, — говорит Роман Свитан. — Около тысячи солдат в день теряет армия РФ «двухсотыми» и тяжелыми «трехсотыми», которые уже никогда не вернутся на поле боя. Настолько громадные цифры погибших и раненых связаны с традицией «мясных штурмов», повсеместно проводящихся на передовой. Ведь техника и артиллерия выбивается украинцами в ходе контрбатарейной борьбы.
Роман Свитан отмечает, что предоставленная западными союзниками артиллерия более точная и дальнобойная, чем российская. Поэтому у ВСУ практически всегда есть преимущество перед противником в семь-восемь километров. Это позволяет обстреливать позиции россиян с дистанции, на которой они не могут эффективно ответить. А поставленные по ленд-лизу кассетные снаряды наносят живой силе армии РФ громадный урон.
— Немецкие контрбатарейные локаторы позволяют прицеливаться в автоматическом режиме, — рассказывает Роман Свитан. — Они посылают координаты цели прямо наводчику самоходных артиллерийских установок.
Роман Свитан называет цифру в тысячу выбывающих военнослужащих в день сравнительно небольшой. Ведь в мировых войнах во время наступательных операций в сутки погибали десятки, а иногда и сотни тысяч человек. По словам нашего собеседника, штурмовые операции Россия проводит сегодня практически на всех направлениях: под Авдеевкой, Бахмутом, Купянском, Работино, под селом Вербовое и на других участках фронта.
Давид Шарп заявляет, что опубликованные Министерством обороны Великобритании данные о российских потерях не выглядят реалистичными. Ведь речь идет о более чем 900 убитых солдатах ежедневно, большинство из которых встретили смерть на Авдеевском направлении. В такой ситуации к ним должны каждые сутки прибавляться еще минимум две тысячи бойцов, получивших ранения. В месяц это получается почти 90 тысяч военных, выбитых с передовой. С учетом того, что происходящее сегодня наступление на Авдеевку продолжается более полутора месяцев, такие потери стали бы катастрофическими для группировки РФ в Украине. При этом нашему собеседнику очевидно, что россияне постоянно лишаются на этом участке фронта весьма значительных сил. Возможно, что тактика нанесения противнику значительного ущерба, применяемая сегодня ВСУ, будет действовать и в ближайшие месяцы.
— Российская армия продолжает терять много солдат на Авдеевском направлении, — поясняет Ян Матвеев.
— Эти потери сказываются на общей боеспособности войск РФ. Однако данные генштаба Украины, согласно которым уже было убито около 300 тысяч россиян, я не могу принимать на веру.
Если прибавить к этому вероятную цифру раненых в пропорции один к двум или даже к трем, то число потерь значительно превысит общую численность всей российской группировки. Журналисты «Би-би-си» и «Медиазоны», расследующие тему потерь российской армии и создающие поименную базу всех погибших, заявляют о том, что в их списке сегодня примерно 37 тысяч имен. Сами расследователи считают, что эту цифру для получения реальной картины надо умножать на два. Но с этими данными никак не коррелируется гибель 900 с лишним человек в день полтора с небольшим месяца. Система не смогла бы незаметно переварить такое число погибших и раненых.
Ян Матвеев утверждает, что потери противника значительно завышают обе стороны конфликта. Поэтому аналитик не придает серьезного значения официальным сводкам как Москвы, так и Киева.
— С 10 октября, когда началась очередная активизация битвы за Авдеевку, среди россиян, очевидно, есть тысячи погибших и раненных, — считает Ян Матвеев. — Согласно видео и фото, увиденным мною, можно назвать цифру в пару тысяч убитых россиян. ВСУ также теряли людей и технику. К примеру, воюющий на этом направлении в 47-й бригаде режиссер Олег Сенцов, недавно выложивший видео тяжелого боя, рассказывает о больших потерях Украины. Судя по всему, на этом фоне и было принято решение отступить из авдеевской промзоны. Если появится реальная угроза окружения в городе, то украинцам придется оставить населенный пункт.
— Мои источники, участвующие в боях на восточном фронте, сообщают о значительных потерях российских войск под Авдеевкой, — говорит Александр Мусиенко.
— Мне очевидно, что российское командование поставило задачу любой ценой овладеть городом.
На первых этапах россияне во время штурмов применяли бронированную технику и танки при серьезной артиллерийской поддержке. Но лишившись большой доли вооружений, армия РФ компенсирует это человеческим ресурсом. На хорошо защищенные позиции идут «мясные штурмы».
На левом берегу
Жаркие бои идут и на левом берегу Днепра в Херсонской области.
— Силами нескольких рот ВСУ удерживает довольно значительный по площади плацдарм, — рассказывает Давид Шарп. — Моста или переправы в этой районе нет и в обозримом будущем не предвидится. Форсировать реку и перебросить тысячи солдат, тонны грузов и сотни единиц техники на данный момент — невыполнимая задача. Также необходимо регулярно переправлять боеприпасы, провизию и резервы для крупной группировки войск, а назад забирать раненных. Причем переправа должна быть защищена от ударов вражеской авиации и артиллерии. До того как всё это окажется налажено, начать полномасштабное наступление на данном участке украинцы будут не в силах. Так что речь пока идет о действиях тактического характера. Их можно назвать болезненным уколом, отвлекающим силы и внимание россиян от других задач.
— ВСУ создали на левом восточном берегу несколько тактических плацдармов, площадью по три-пять километров, — заявляет Роман Свитан. — Это делается для того, чтобы отодвинуть линию фронта от Херсона и не дать возможности россиянам обстреливать областной центр.
— Украинские войска не оставляют надежды расширить плацдарм на левом берегу, — заявляет Александр Мусиенко. — Сегодня от передовых позиций ВСУ до Крыма — всего 70 километров. По имеющейся у меня информации, Киев готовит наступление на этом направлении, даже с учетом необходимости форсировать Днепр.
— Украинские войска на левом берегу удерживают поселок Крынки, — говорит Ян Матвеев. — Российские войска на этом участке плохо справляются с задачей уничтожения плацдарма, хотя их поддерживают артиллерия и авиация. Возможно, российские генералы не считают события на Днепре чем-то угрожающим. Ведь наладить полноценную переправу через реку сегодня практически невозможно. При попытке переброски с правого берега большого количества пехоты и техники эти соединения попадут под массированный обстрел со сторон армии РФ. Также будут нанесены удары по наведенным мостам и паромным переправам. При этом сегодня украинским военным невыгодно сильно удаляться от Днепра. Ведь их поддерживает артиллерия с правого берега. Поэтому говорить о масштабном наступлении с форсированием водной преграды, на мой взгляд, пока рано. Думаю, что ВСУ стоило бы перейти к обороне. А весной, после прибытия истребителей, под их прикрытием уже возобновить наступление.
— Я жду замораживания активности на фронтах, — говорит Роман Свитан.
— Украинцы от Купянска до Угледара заняли хорошие оборонительные позиции и теперь будут их удерживать, тогда как в Запорожье могут продолжиться наступательные действия ВСУ.
Ведь почва в тех местах песчаная и позволяет технике, особенно гусеничной, двигаться даже в дожди. Основное направление атак сохранится прежним — в сторону города Токмак. Главное, чтобы союзники продолжали поставки оружия и боеприпасов. Также возможно форсирование Днепра и удар в направлении Скадовска и Армянска в Крыму.
Ян Матвеев замечает, что российская власть очень любит символические события, и генералы РФ могут попытаться одержать к президентским выборам какую-нибудь победу. По словам военного аналитика, Москву не останавливают предполагаемые большие потери в ходе подобных операций. Однако отсутствие радикального преимущества над неприятелем, вероятно, не позволит России выиграть новые серьезные битвы.