История одного из самых известных российских киллеров 90-х, который выходит из тюрьмы после 24-летнего срока
фото: Фото из открытых источников
Ореховская ОПГ
В мире

История одного из самых известных российских киллеров 90-х, который выходит из тюрьмы после 24-летнего срока

Сергей Швец, специально для «Новой газеты Европа»

18 ноября 2023 года истек 24-летний срок заключения одного из самых известных киллеров 90-х Александра Пустовалова по кличке Саша Солдат. До сих пор точно не установлено, сколько именно человек были убиты штатным ликвидатором Ореховской преступной группировки. То, что киллер избежал пожизненного лишения свободы, в свое время стало сенсацией.

Отбор в элиту

Бандитский разгул 90-х в России породил культ криминальных героев. На слуху постоянно были фамилии лидеров преступных группировок и киллеров. Страна могла не помнить, кто занимает пост министра финансов, но прекрасно знала имена киллеров: Саша Македонский, Лёша и Саша Солдаты, Дружик, Джако, ореховский Аль Капоне.

Существует несколько версий того, как будущий знаменитый киллер попал в Ореховскую ОПГ. По самой распространенной легенде, недавний «дембель» Пустовалов подрался в кафе с членами группировки и настолько их впечатлил, что те пригласили его к себе. Но у этой версии есть свои изъяны.

— Попасть в серьезную группировку в результате тривиальной драки можно было в период, когда банды т лько организовывались, — рассказал «Новой-Европа» бывший член Перовской и Измайловской ОПГ Алексей Г. (фамилия имеется в редакции). — А это происходило в 80-х. В начале 90-х мы уже считали себя хозяевами жизни, и любой, кто хотя бы теоретически мог бросить вызов члену «коллектива», просто уничтожался. Мы не скрываясь носили оружие, пальба в ресторане была обычным делом. Какие, к черту, драки? Да если бы какой-то «дембель» просто косо посмотрел в нашу сторону, его тут же замочили бы, какой бы крутой боец он ни был. Так что попасть в ОПГ через ресторанную драку было нереально. И уж тем более в такую банду, как Ореховская, которая в 1993-м считалась самой мощной в бывшем СССР. Если оперировать армейскими понятиями, то попасть в нее тогда было то же самое, что из разведроты ВДВ — в спецназ ГРУ Минобороны.

Саша Солдат родился в Москве в 1973 году. Его воспитывала мать-одиночка, работница детского сада. Опасаясь, что мальчик вырастет «маменькиным сынком», она рано отдала Сашу в кружок дзюдо. Там Пустовалов заинтересовался восточными боевыми искусствами: карате, тхэквондо, ушу. Серьезных успехов в спорте он так и не достиг.

В 1991 году Пустовалов был призван в армию и попал в морскую пехоту. Там Саша Солдат освоил тактику и стратегию спецопераций, научился хорошо стрелять из оружия разных видов, получил опыт взрывника и развил навыки рукопашного боя.

Демобилизовавшись из армии, Пустовалов попытался вступить в элитное подразделение МВД. Но не в отряд милиции особого назначения (ОМОН), который в 1993 году мало чем отличался от обычной патрульно-постовой службы милиции, а в спецназ Управления по борьбе с организованной преступностью. Однако в СОБРе (спецотряд быстрого реагирования, так назывался спецназ УБОПа) служили лишь офицеры, и, чтобы туда поступить, кроме боевых навыков требовалось как минимум среднеспециальное — а лучше всё-таки высшее — образование. Кроме того, конкуренция в СОБРе была очень солидная.

Ставка на славян

Ореховская организованная преступная группировка ведет свою историю с середины 80-х. Свое название она получила от района Москвы Орехово-Борисово. Сперва это были обычные молодежные хулиганские банды, делившие кварталы на «своих» и «чужих», дравшиеся с соседними дворами и грабившие пьяных прохожих. С появлением кооперативов хулиганы стали объединяться в более серьезные группировки, которые своей целью ставили уже не «разборки» стенка на стенку, а «крышевание» частного бизнеса. Во главе новых банд оказывались в основном люди с богатым криминальным прошлым или с сильными лидерскими качествами — таким был основатель Ореховской ОПГ Сергей Тимофеев по кличке Сильвестр.

Тимофеев родился в 1955 году в деревне Клин в Новгородской области. С детства увлекался тяжелой атлетикой: постоянно упражнялся с гирями, «качался», занимался гимнастикой на турнике. В результате он приобрел внушительную мускулатуру, которая и послужила поводом для клички (по аналогии с Сильвестром Сталлоне). В 1973 году Тимофеев был призван в армию, служил в кремлевском полку, где увлекся боевыми единоборствами. После демобилизации остался в Москве, устроился слесарем в управление механизации ЖКХ Орехово-Борисово и сразу женился. В советские времена семейные работники ЖКХ получали служебные квартиры в первую очередь, на что и рассчитывал Тимофеев.

Получив квартиру на Шипиловской улице, Тимофеев стал спортивным инструктором в ЖКХ Главмосстроя и открыл свою секцию карате. В начале 80-х карате было очень популярным увлечением среди спортсменов и просто уличных хулиганов. За право заниматься в немногочисленных официальных секциях ученики платили от 3 до 10 рублей в месяц. Вскоре Тимофеев приобрел легковой автомобиль и начал заниматься частным извозом. Следующим этапом стала организация игры в наперстки, которой тогда промышляли практически все молодежно-хулиганские группировки. Тимофеев быстро сколотил бригаду из собственных учеников и в короткий срок уставил наперсточными столами чуть ли не весь юг Москвы.

К 1989 году под руководством Тимофеева работало уже несколько бригад. Его группировке платили налог не только наперсточники, но и частные извозчики, секс-работницы, фарцовщики, автоугонщики и карточные шулеры всего юга Москвы. А с началом развития кооперативного движения данью были обложены и начинающие бизнесмены.

На 1989 год приходится первый серьезный конфликт с чеченскими ОПГ за контроль над Южным портом Москвы. Те были более многочисленной бандой, а потому для борьбы с ними Тимофеев заключил «союзный договор» с Солнцевской ОПГ и ее лидером Сергеем Михайловым (по кличке Михась). После нескольких «разборок» с применением холодного оружия чеченцы вынуждены были отступить.

А Михась с Сильвестром, почувствовав свою силу, решили перейти к более серьезным делам: они стали обкладывать данью совместные предприятия (СП) и кооперативы, промышлявшие не джинсами и ширпотребом, а гнавшие за рубеж пароходы и железнодорожные составы с сырьем в обмен на партии автомобилей, холодильников, компьютеров, элитной мебели и алкоголя. Вскоре Тимофеева, Михайлова и еще нескольких, в будущем крупных криминальных авторитетов, арестовали за вымогательство и отправили под суд. Сильвестр взял вину на себя и был приговорен к трем годам лишения свободы.

В тюрьме Тимофеев познакомился с представителями воровского мира и заключил с ними договор.

Именно с конца 80-х годов самый знаменитый советский и российский вор в законе Вячеслав Иваньков (Япончик) стал собирать вокруг себя «славянских» воров в законе для борьбы с криминальными авторитетами с Кавказа

за контроль над территорией России. В этой коалиции вновь организованным бандитским группировкам отводилась роль главной боевой силы. Ореховская ОПГ в этом раскладе становилась одной из главных «славянских» ОПГ.

Киллер № 1

К 1993 году, когда Александр Пустовалов вернулся из армии, Ореховская ОПГ контролировала не только почти всю Москву (деля ее с дружественными славянскими бандами типа Солнцевской, Измайловской, Медведковской, Перовской, Таганской и других), но и распространила свое влияние на большую часть Сибири, Урала и Дальнего Востока. Она контролировала более 30 банков, существенную часть рынка драгоценных камней и золота, занималась поставками за границу металла, древесины, нефти, курировала до 40% всего импорта в Россию, начиная от продуктов питания и заканчивая синтетическими наркотиками.

— Пустовалова в группировку, скорее всего, привел кто-то из тех, с кем он до армии занимался в спортивных секциях,

— считает бывший член Перовской ОПГ Алексей. — А вот то, что Саша Солдат сумел выжить во время самого кровавого передела середины 90-х, уже его личная заслуга. Ведь впервые о нем в нашей среде услышали лишь в конце 1995-го, то есть через два года после начала его пути в банде.

Кровавый передел, о котором говорит Алексей, начался в 1994 году. Основной его вехой стала ликвидация Тимофеева-Сильвестра. Одного из главных авторитетов России взорвали в автомобиле «Мерседес-600» 13 сентября 1994 года у «Чара-банка», на 3-ей Тверской-Ямской улице в Москве. До сих пор неизвестно, кто именно заказал убийство Тимофеева. Основных версий было три. Первая: «заказ» пришел от Япончика, с которым у Сильвестра испортились отношения. Ходили также слухи, что это дело «Белой стрелы» — секретного подразделения российских спецслужб. Но самой вероятной видится версия о том, что Сильвестра устранили его собственные бригадиры, пожелавшие большей самостоятельности.

— До убийства Сильвестра криминальный мир России имел видимость единого, — рассказал «Новой-Европа» вор в законе Иван. — Сперва всё шло именно так, как и планировали те «законники», которые готовились контролировать Россию: Япончик (Вячеслав Иваньков), Паша Цируль (Павел Захаров), Роспись (Андрей Исаев), Хасан (Аслан Усоян). «Пехота» подчинялась своим авторитетам, типа Сильвестра и Михася. А те должны были слушаться «законников». Но не сидевшие спортсмены, быстро ощутившие свою силу, никому подчиняться не хотели и быстро вышли из-под контроля. Начался новый этап переделов, когда все дрались со всеми и уже не существовало воровских или других авторитетов, а всё решали сила и жестокость.

После смерти Тимофеева Ореховская группировка распалась на десятки самостоятельных банд. Одну из самых многочисленных возглавил Сергей Буторин (по кличке Ося), ближайшим помощником которого вскоре стал Александр Пустовалов.

После ареста в 1999 году Саша Солдат прямо заявил следователям: «Исповедей от меня не ждите. Что докажете, то мое, а что нет, на том и суда нет…»

Первым эпизодом, который вменили Пустовалову, стала ликвидация вора в законе ассирийского происхождения Александра Биджамо и крупного криминального авторитета Геннадия Уткина в августе 1995 года. Биджамо и Уткин, которые не смогли поделить с «ореховскими» некую очень прибыльную фирму, назначили встречу в кафе под открытым небом у памятника Юрию Долгорукову. Они рассчитывали, что на открытом месте посланцы Буторина-Оси стрелять не будут. И просчитались: Пустовалов и его напарник по кличке Киря открыли огонь из двух пистолетов, не дав произнести Биджамо и Уткину ни слова. Оба авторитета были убиты на месте. Их охрана была настолько обескуражена, что позволила киллерам уйти без единого ответного выстрела.

— В этой ситуации немаловажно, что Саша Солдат и Киря мастерски владели пистолетами, — говорит бывший член Перовской ОПГ Алексей. — Там была куча народа, но большинство даже не поняли, что у них на глазах только что застрелили двух человек. Именно эта запредельная наглость, профессиональное владение оружием и максимальная уверенность в себе и делали Сашу Солдата одним из самых успешных киллеров бандитской России.

Еще одно знаменитое убийство на счету Пустовалова — убийство в Греции киллера Курганской ОПГ Александра Солоника по кличке Македонский и его подруги Светланы Котовой, финалистки конкурса красоты «Мисс Россия — 1995».

Одно время Курганская и Ореховская ОПГ были союзниками, поэтому Солоник и Пустовалов были хорошо знакомы. Но к 1996 году у группировок возникли разногласия. Пустовалов с двумя друзьями приехал в Грецию, снял виллу неподалеку от дома, который арендовали Солоник с Котовой, и сразу наведался к коллеге. Ничего не подозревавший Македонский, считавший, что в Греции безопаснее, чем в Москве, без сомнений согласился прокатиться в город развлечься. По пути заехали на виллу Солдата, где Македонскому предложили выпить.

В суде Пустовалов спокойно рассказал о дальнейших событиях:

«…Пока собирали на стол, я успел отрезать шнур от утюга. Потом просто: придушил слегка Сашку за шею, повалил на пол, и там уже всё. Потом кончили Светлану, она успела крикнуть. Солоник был одет в рубашку, цвет не помню, серые брюки с ремнем, легкие туфли».

Убивать — моя работа

Всего на счету Александра Пустовалова 22 доказанных убийства. Ни на следствии, ни в суде Саша Солдат не выразил ни тени раскаяния. На все вопросы он лишь пожимал плечами и говорил: «Я солдат, убивать — моя работа, и на мне нет ни единой капли невинной крови». Долгое время считалось, что Пустовалов виновен в смерти следователя по особо важным делам Одинцовской прокуратуры Москвы Юрия Керезя в 1998 году. Неподкупный следователь слишком близко подобрался к ближайшему партнеру Буторина-Оси Дмитрию Белкину, и лидер «ореховских» дал приказ об устранении. Керезь был убит возле своего дома выстрелами из пистолета «глок» (любимая марка Саши Солдата). Несмотря на то, что заказчик убийства был известен, Пустовалов отказался брать ответственность за это преступление. Лишь в 2009 году в правоохранительных органах появилась достоверная информация, что Керезь был убит учеником Саши Солдата Олегом Прониным по кличке Аль Капоне.

Несмотря на то, что к убийству Керезя Пустовалов был непричастен, именно оно сыграло роковую роль в судьбе не только самого Саши Солдата, но и всей Ореховской ОПГ.

Эта смерть переполнила чашу терпения всей правоохранительной системы России, которая заработала просто с невиданной эффективностью.

— Если бы мы работали постоянно так, как в конце 90-х против Ореховской ОПГ, то с преступностью в России было бы покончено лет за пять, — признался «Новой-Европа» бывший сотрудник центрального Управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ. — По первому слову выделялась любая, даже суперсовременная техника. Аудио- и видеосъемки велись постоянно, с сотен ракурсов и точек. Доходило до того, что даже спутники перенацеливали. В кратчайшие сроки проводились самые разные экспертизы. Миллионы рублей выделялись без всяких проволочек на программы по защите свидетелей, загранкомандировки. Членов ОПГ арестовывали по всей Европе, в США, Китае, Таиланде, Аргентине и Боливии. И доказуха была такая, что суды даже к запятой придраться не могли.

Пустовалов был арестован 19 ноября 1999 года. Сопротивления он не оказал, явку с повинной писать отказался, но дал понять, что может рассмотреть вопрос о сотрудничестве. Несмотря на то, что правоохранительные органы очень хотели посадить киллера № 1 до конца жизни, главари ОПГ были важнее. В обмен на показания против Буторина, братьев Пылевых, Дмитрия Белкина и некоторых других Пустовалову пообещали не сажать его пожизненно.

Саша Солдат был признан виновным в 22 убийствах и приговорен к 24 годам лишения свободы. В 2021 году он обращался в Верховный суд РФ с просьбой об условно-досрочном освобождении, но ему было отказано. В эти выходные он выйдет на свободу, но что будет с ним дальше, непонятно.

— Несмотря на то, что прошло 24 года, слишком много в России людей, которые имеют на Пустовалова серьезный зуб, 

— считает бывший член Перовской ОПГ Алексей. — Среди убитых им людей есть такие, чьи родственники сейчас в большой силе. Всяко найдутся среди них те, которые ничего не забыли, а понятие кровной мести для них не пустой звук. Так что Саше Солдату нужно сейчас максимально затаиться, а лучше вообще исчезнуть. Хотя как это сделать, будучи под надзором, да еще в условиях, когда страна фактически находится в изоляции, я не представляю. Можно, конечно, попробовать через фронт перейти да среди беженцев затеряться, но ведь Пустовалов, находясь за решеткой, успел жениться и завести ребенка, которому сейчас лет десять всего. Мне кореша говорили, что на зоне Пустовалов действительно изменился и хочет дальше просто спокойно жить. Благо «кубышка» у него явно где-то заныкана. Но вот позволят ли ему спокойно жить, большой вопрос.