Латвия - не долина скорби: два студента получили деньги и доверие инвестора, работая над необычным проектом
Латвия вовсе не печальное место, в котором нельзя жить и работать - здесь есть возможности развивать предпринимательскую деятельность! Такую уверенность в интервью порталу Jauns.lv выразили создатели нового предприятия SUBmerge Baltic, 22-летние студенты Рижского технического университета (РТУ) Карлис Берзиньш и Том Рожкалнс.
Ребята успешно работают в проекте разработки подходящего для латвийских условий подводного дрона, хотя они испытали шок и удивление, что инвестор дал на это деньги и доверился им.
На вопрос, видят ли они в качестве молодых предпринимателей выгоду для себя, если останутся жить в Латвии и будут развивать инновации здесь, а не уедут жить и работать за границу, Карлис сказал: "С моей точки зрения, Латвия является отличным пилотным местом для предприятия. Есть отличный отклик как на тесты, так и на ход проекта. Но с точки зрения компании Латвия не является целевым рынком. Просто латвийский рынок очень мал. Если вещь очень специфическая, на ней бизнес [в Латвии] не построишь".
Уехать за границу, получить знания и вернуться в Латвию
"Я как индивид обязательно планирую остаться в Латвии. Я намерен отправиться за границу, получить знания, например, учиться в проекте Erasmus, но планирую жизнь в основном строить в Латвии", - сказал Карлис.
Он также намерен развивать в Латвии отрасль подводных дронов, способствуя интересу к ней как студентов, так и предприятий. Также планируется способствовать пониманию, зачем подводная дронная отрасль нужна и что она может дать: "Это моя цель".
Латвия - не долина скорби
Он не соглашается с бытующим в обществе мнением о том, что Латвия - это долина скорби, поэтому нельзя оставаться здесь и надо делать все, чтобы уехать.
"Я определенно вижу здесь возможности. Конечно, есть плохие и хорошие вещи, как и во всех странах. Может быть, продуктивнее было бы поехать куда-нибудь еще, но есть аспект патриотизма. Мы латыши и хотим здесь остаться!"
В Латвии люди дружелюбны и поддерживают
"Я мог бы работать как предприниматель, но как ученый - точно нет", - поясняет Карлис, которому не хватает одного из самых нужных для ученых качеств – терпения. "Мы себя не считаем учеными, скорее инженерами, предпринимателями".
Том тоже видит в Латвии перспективы: "Работая в нашей компании, мы видим, что есть возможности. Есть всякие программы, есть люди, которые заинтересованы, которые помогают и консультируют. Среда очень дружелюбная и принимающая. Есть такое ощущение".
Постепенно повышается интерес к подводным дронам
"Поскольку подводное дело в Латвии развито не до конца, только сейчас появляется больше интереса со стороны правительства и структур, они начинают больше вкладывать и смотреть, что и как, то это точно будет очень хорошее место, где можно было бы развивать [бизнес]. Правда, после исследования рынка мы пришли к выводу, что продать 100 подводных дронов в Латвии не удастся. Сейчас может быть 10 дронов, а через 5 лет их будет 20-30. Однако бизнес здесь, в Латвии, определенно можно построить. Наверное, тогда это было бы больше похоже на экспортный продукт".
Не отворачиваются только потому, что они слишком молоды
Студенты не сталкивались с мнениями опытных предпринимателей и партнеров по сотрудничеству о том, что они еще слишком молоды и идеализированно смотрят на предпринимательскую среду Латвии - мол, поработают, а потом увидят правильную картину. Не было и такого, чтобы их молодость считалась минусом.
Карлис сказал: "Честно говоря, я все время думал, что так должно быть, но мы не почувствовали, что на нас смотрят иначе только потому, что мы молоды. Часто при встрече невозможно так легко определить возраст, поэтому никто не задумывается, что мне 22 года, я также умалчиваю об этой информации".
Мы поверили в себя!
"Мы сами осознаем, что мы молоды. Иногда бывает шок и удивление, что мне всего 22 года, но инвестор уже дал мне деньги и доверился мне. Мы поверили в себя! То, что у нас есть инвестор, дает какую-то легитимность. Эти вещи формируют нашу базу доверия. Также мы из РТУ, университет рекомендует нас... Все это формирует представление о том, что мы не какие-то ребята из гаража на Маскачке. У нас хорошая база и интеллектуально, и финансово".
Хотели бы поучиться в другой стране
Студенты сейчас учатся на четвертом курсе, и они еще рассматривают идею дальнейшего обучения. Том сказал: "Это хороший вопрос. Я думаю, что так как я учусь последний год, то планирую уехать по программе обмена Erasmus. Конечно, это будет очень сложно совместить с этим всем [разработкой подводного дрона]. Находясь за границей, нельзя физически работать в проекте. Если делать дрон, то нужно быть физически рядом, нельзя все делать удаленно.
Второй фактор заключается в том, что это [дальнейшая учеба] должно быть чем-то очень ценным, на мой взгляд. Я пока не нашел ни одной программы, которая бы меня очень заинтересовала или где бы я увидел очень большую необходимость для себя именно сейчас. Может быть, потребуется около двух лет паузы... Может, нет. Очень сложно сейчас сказать. Но если бы была возможность съездить на несколько месяцев или семестр по программе Erasmus, я бы обязательно этим воспользовался".
Удаленная работа была бы практически невозможна
Карлис тоже очень хотел бы отправиться учиться по программе Erasmus, но это было бы очень сложно совместить с проектом по созданию подводного дрона.
"Я недавно 10 дней был за границей. Должна быть очень сильная структура предприятия [чтобы все можно было сделать, кто-то находится за границей], но если нас всего два человека, то это невозможно. У каждого четко определены задачи. Что может сделать один, то другой не может. Особенно в моей части. Если Том может программировать из-за границы, то я должен физически присутствовать рядом с дроном, нужны физические действия".