Экс-депутат Сейма: "Если мы поднимем пенсионный возраст, то большинство мужчин даже года не проживут на пенсии"
Если под давлением демографических реалий правительство рискнуло бы сдвинуть планку выхода на пенсию на возраст после 65 лет — это означало бы, что большинство латвийских мужчин на пенсии, скорее всего, прожило бы год-два, заявил в передаче Rus.LSM.lv «ТЧК» Андрей Клементьев, в прошлом депутат Сейма.
В Латвии велик гендерный разрыв в возрасте дожития: по данным за 2022 год, если женщины проводят на пенсии в среднем 18,5 года, то мужчины — только 13,64 года, прозвучало в передаче.
Возраст выхода на пенсию в Латвии постепенно увеличивается, и с 2025 года он достигнет 65 лет. Уходящий премьер-министр Кришьянис Кариньш еще весной 2023 года заявил, что если коалиция не решит вопрос с изменением миграционной политики и сохранит ее прежней, то на выбор остается вторая опция — повышение возраста выхода на пенсию. На вопрос «ТЧК», является ли повышение этой планки неизбежным и в каком году оно могло бы произойти, гости передачи сошлись во мнении, что это даже на уровне предположений звучит довольно нереалистично.
«Я немало копался в этой теме и скажу по-честному, что у нас даже в теории это невозможно, — сказал Андрей Клементьев, который в бытность депутатом Сейма был членом парламентской Комиссии по социальным делам. — У нас столько мужчин уже сейчас не доживает до пенсионного возраста! Если мы поднимем пенсионный возраст, то большинство мужчин вообще даже года не проживут на пенсии (кроме чиновников, возможно). Объясню: у мужчин это больше всего связано не только с зависимостями, но и с медобслуживанием мужского населения у нас все плохо. Плохо обстоит дело и с профилактикой, с возможностью посещать врачей с вопросами. Связанно это с тем, что они являются все-таки локомотивами семьи, больше должны вкалывать. Многие еще и заняты физическим трудом, в строительстве и так далее. В связи с этим, я сверял с другими странами, у нас средний возраст [дожития] очень низкий. Поэтому, если мы пенсионный возраст повышаем, у наших мужчин нет вообще никаких шансов пожить на пенсии. Насчет женщин я не углублялся — но и для них тоже пагубна сегодняшняя система здравоохранения, отсутствие медицинского страхования населения и наш уровень дороговизны всего медицинского. Мы, к сожалению, не можем себе позволить повышать пенсионный возраст».
Другой гость передачи, Петерис Лейшкалнс, эксперт по социальным вопросам Латвийской конфедерации работодателей, указал, что решать проблему пенсий нужно через создание нормальной налоговой политики на рабочую силу. «Если же смотреть на пенсионный возраст — думаю, что в конце концов все придет к формуле, сколько люди в среднем проживают по достижении пенсионного возраста, и это будет отодвигаться автоматически», — считает Лейшкалнс.
Управляющий частным пенсинным фондом INVL Asset Management Андрей Мартынов добавил, что статистика свидетельствует: в мужской возрастной группе старше 50 и особенно старше 60 лет смертность резко сокращается — вероятно, за счет того, что факторы риска «выбивают» мужчин из жизни в более ранние годы, поэтому если мужчина доживает до возраста выхода на пенсию, до 65 лет — у него неплохие шансы на еще довольно долгую жизнь. Мартынов считает, что возможно, пенсионный возраст в силу демографических причин придется-таки повышать, поэтому важно, чтобы в трудовые годы люди создавали накопления третьего пенсионного уровня.
По его словам, это еще и подстраховка на случай, если человек стал нетрудоспособен раньше, и государство ему ничем не помогает: ведь свои накопления третьего уровня человек может забирать уже начиная с 55-летнего возраста и жить на них, пока у него нет права получать пенсию по старости.