фото: Shutterstock
"Все плохо" и "несостоявшееся государство": как понять, что вас дезинформируют
Иллюстративное фото
В Латвии
24 июля 2023 г., 16:48

"Все плохо" и "несостоявшееся государство": как понять, что вас дезинформируют

TV3 / Rus.jauns.lv

В интернете много дезинформации на тему "все плохо". Ее культивируют и скандальный музыкант Каспарс Пудникс, к которому проявила интерес даже Служба государственной безопасности, и Марис Безиньш на своем "Латвийском народном канале", сообщает передача Bez Tabu.

Исследователь дезинформации Ника Алексеева отмечает, что фраза "все плохо" очень популярна среди создателей недостоверных новостей. По ее словам, дезинформаторы и создатели фальшивых новостей охотно хватаются за факты, искажая, интерпретируя и драматизируя их, чтобы ввести общество в заблуждение.

"Если это делается систематически и преднамеренно, то это уже дезинформация с определенной целью. И, да, это действительно может стать проблемой национальной безопасности", - продолжила Алексеева.

Один из наиболее ярких примеров - сайт nozagts.com, на котором один за другим появлялись материалы, свидетельствующие о том, что Латвия является несостоявшимся государством.

Социальный антрополог Клавс Седлениекс поясняет, что термин "несостоявшееся государство" относится к стране, где не функционируют государственные системы, не работает правительство, не собираются налоги, отсутствует безопасность на улицах и т.д. И хотя в Латвии не все так красочно, сказать, что Латвия - несостоявшееся государство, исходя из понимания такого термина, нельзя.

"Это всеобщее сетование и критика разного рода, которая в Латвии, конечно, достаточно распространена. И в нашем обществе, похоже, люди считают эффективным инструментом именно такой критический подход, что люди или действия людей, как индивидуальные, так и коллективные, которые не считаются достаточно хорошими, должны быть, прежде всего, раскритикованы, осуждены. Людей нужно заставить почувствовать себя плохо, и тогда, если они почувствуют себя плохо, они, очевидно, изменят свое поведение", - описывает Седлениекс феномен жалости.

Проблема соцсетей, по словам социоантрополога, в том, что "мы можем нападать на людей, о которых мы ничего не знаем".

"Мы увидели, что-то кто-то сказал, мы совсем не понимаем контекст сказанного, но мы можем сразу напасть, сами оставаясь с тени. Это значит, что нам не нужно будет отвечать за то, что напали", - указал Седлениекс.

По словам Алексеевой, самая лучшая дезинформация та, которая основывается на фактах, которые хоть немного отвечают правде:

"Это повышает доверие, оставляет поле для интерпретаций фактов, которые могли бы быть связаны с конкретной проблемой, которая обсуждается. И дает основания говорить, что "все плохо", "мы больше не можем молчать", на основе чего могут зарождаться даже разные социальные движения", - говорит исследовательница. 

Она призывает общество самообразовываться и думать: "Простой ответ, но довольно  трудновыполнимый - больше интересоваться. И те люди, которые, например, являются специалистами по теме, о которой распространяются "плохие вести", могли бы понять откуда рождаются такие вводящие в заблуждение факты. И оценить, насколько это было сделано злонамеренно. Можно ли это устранить. Или на самом деле все так плохо, и, может быть, нас на самом деле кто-то ведет в глубокую яму, из которой можно выбраться только самому", - говорит Алексеева.