Cуд обязал латвийского моряка вернуть ребенка матери-наркоманке в Бразилию
Моряк Янис несколько лет назад познакомился с жительницей Бразилии Даниэлой. В отношениях родился сын. Спустя какое-то время мать стала употреблять наркотики, а Янис увез ребенка в Латвию. Теперь его обвиняют в похищении, сообщает программа Bez Tabu.
Начиналось все хорошо - пара познакомилась, затем провела совместный отпуск в Латвии, через некоторые время у них родился сын Лукас. Всего через три месяца после этого прекрасного события, вспоминает Янис, в его доме в Бразилии был найден кокаин. Мать ребенка, у которой есть еще один ребенок от предыдущих отношений (сейчас уже достиг совершеннолетия), призналась, что наркотики принадлежат ей.
В процессе совместного воспитания сына ссоры быстро перешли от слов к делу, и Янис, по его признанию, неоднократно подвергался физическому насилию. Все это привело к тому, что суд обязал мать ребенка держаться подальше от моряка и приостановил ее материнские права на год. Главное условие - сын должен остаться в Бразилии. Янису же пришлось отправиться в рейс.
Однако в первый же отпуск он вернулся за сыном, забрал Лукаса в Латвию, устроил в садик и обратился в суд, чтобы уладить все формальности и взять на себя полную опеку над ребенком.
Посоветовавшись с юристами, латвиец решил заключить мировое соглашение, включающее ряд пунктов о правах опеки над ребенком.
В конце прошлого года, в начале очередного отпуска, Янис привез своего сына, являющегося одновременно гражданином Бразилии и Латвии, в Латвию, устроил его в детский сад, начал оформление нового места жительства и обратился в суд с заявлением о полной опеке.
Но весной этого года отец получил повестку из суда, в которой мать ребенка Даниэла обвиняет его в похищении сына. Более того, суд удовлетворил просьбу матери, и теперь Янис должен немедленно вернуть сына в Бразилию. При этом решение обжалованию не подлежит.
Бабушка Лукаса Диана недоумевает, почему латвийский суд не принял во внимание факт насилия над отцом ребенка, а также видео- и аудиоматериалы, записанные ранее во время их совместного проживания. Она считает, что в Латвии ребенок резко изменился в лучшую сторону, стал спокойнее и счастливее. Теперь же решение суда грозит все это разрушить. Лукас должен быть возвращен в Бразилию до начала августа.
"Следует иметь в виду, что Гаагская конвенция - это по сути процессуальный инструмент или механизм, призванный обеспечить, чтобы основной спор между родителями ребенка об определении его обычного места жительства, опеки и прав доступа к нему все же разрешался в государстве, обладающем юрисдикцией в отношении него, а именно в государстве обычного проживания ребенка, поскольку в принципе вся международная система защиты прав детей основана на предположении, что именно власти государства обычного проживания ребенка, учитывая так называемый критерий близости, будут в состоянии найти решение, отвечающее наилучшим интересам ребенка. Второе, что необходимо помнить, - это то, что Гаагская конвенция направлена не на возвращение ребенка непосредственно другому родителю, а на юрисдикцию, поэтому даже в самом худшем случае, после принятия судебного решения о возвращении ребенка, родитель всегда сохраняет право вернуться в страну обычного проживания с ребенком и не проживать в одном месте с другим родителем, урегулировать вопрос юридически, а затем "законно" переехать с ребенком на постоянное место жительства в другую страну", - пояснили в Министерстве юстиции Латвии.
Министерство юстиции добавляет, что оно понимает, "что трансграничные семейные дела являются особенно сложными и эмоционально травмирующими как для ребенка, так и для родителей, поэтому мы всегда призываем стороны прийти к соглашению и разрешить семейные конфликты наиболее мирным и благоприятным для ребенка способом".
"Хотелось бы, чтобы латвийский суд обратил внимание на то, что ребенок живет в Латвии уже почти год и бразильский суд не возражал против того, чтобы латвийский суд решал вопросы проживания, опеки и доступа ребенка. Государство обязано установить (независимо от наличия или отсутствия доказательств), подвергался ли ребенок жестокому обращению, в том числе был ли он свидетелем неоднократного жестокого обращения. Насилие над родителем приравнивается к насилию над ребенком. Возникает ситуация, из которой у ребенка формируется мнение о допустимости насилия между родителями (общепринятая норма в стране), однако такая ситуация является травмирующей для будущего развития ребенка и может иметь серьезные и необратимые последствия для него в дальнейшей жизни", - указала адвокат по защите прав граждан и их детей за рубежом Кристине Мисане.
Как сообщал Rus.jauns.lv, если ребенок проживает с одним из разведенных родителей и тот не сообщает о нем никаких сведений второму родителю, то как тому действовать, чтобы принимать участие в жизни своего ребенка?
Часть вторая статьи 181 Гражданского закона устанавливает, что родитель, не проживающий с ребенком, имеет право на получение информации о нем, в особенности информации о его развитии, здоровье, успеваемости, интересах и условиях жизни.
В свою очередь, если другой родитель не предоставляет эту информацию, то эту ситуацию надо попытаться прояснить и договориться о том, что дальнейшая информация о ребенке будет своевременно сообщаться. Если не удастся прийти к соглашению, то надо обратиться в сиротский суд, который вправе приглашать лиц для обсуждения и требовать от них объяснений по вопросам защиты личных и имущественных прав ребенка или лица, находящегося под опекой.