Житель Кемерова истязал и убил свою девушку, получил 17 лет колонии строгого режима — но еще до кассации вышел и уехал на войну
фото: соцсети
В мире

Житель Кемерова истязал и убил свою девушку, получил 17 лет колонии строгого режима - но еще до кассации вышел и уехал на войну

Татьяна Ковтун, специально для «Новой газеты Европа»

Веру Пехтелеву в январе 2020 года на протяжении трех часов убивал ее бывший молодой человек Владислав Канюс. Соседи долго звонили в полицию, но на вызов никто так и не приехал: дверь в квартиру, где произошло убийство, в итоге выломали брат Канюса вместе с другими жителями дома. В квартире они обнаружили труп Веры. Сейчас в Кемерово судят бывших сотрудников полиции по статье о халатности. Тем временем сам убийца, который должен был провести 17 лет в колонии строгого режима, оказался на свободе. Похоже, он уехал воевать в Украину. Владислав Канюс выкладывает новые посты на своей странице во «ВКонтакте», а за интервью запросил миллион.

«Всё было на грани»

О деле Веры Пехтелевой вся страна узнала в начале 2021 года. Тогда огласке случившееся решили предать родственники. На скамье подсудимых оказались Владислав Канюс — бывший молодой человек Веры Пехтелевой — и несколько сотрудников полиции. Родные Веры переживали, что все они получат слишком мягкое наказание.

Пока шел судебный процесс, мама Веры Оксана дала несколько интервью о том, как растила дочку и как Вера познакомилась с Канюсом. Вот и сейчас Оксана начинает разговор с воспоминаний о ребенке: «Я помню всё от момента ее рождения. Это были тяжелые роды — меня надо было кесарить. В течение полутора лет со дня рождения Веры мы занимались восстановлением ее здоровья, потому что всё было на грани. Она всегда была единственным любимым ребенком».

По словам матери, с самого детства Вера Пехтелева очень красиво пела. Она выступала в составе детской студии «Авоськи» в родном Кисилевске. Оксана уверена: если бы Вера пошла по этой стезе дальше, она стала бы известной певицей. «Даже когда про нас делали репортажи, я всегда показывала фотографии и все — неважно, с какого телевидения, с какой программы, — в один голос говорили, что она выделяется. Она выделялась красотой, умением себя подать — неважно, в каком возрасте», — рассказывает Оксана.

По словам мамы, Вера была очень самостоятельной и сама приняла решение получить высшее образование, поступив на специальность «экономическая безопасность» в Кузбасский технический университет. За три месяца до смерти Вера Пехтелева должна была получить диплом.

«Это очень грамотный манипулятор» 

Помимо самостоятельности, Вера Пехтелева отличалась добротой и жалостью к окружающим. «Всех, кто страдал, она пыталась сберечь, пыталась им помочь, спасти», — говорит мать убитой.

Это чувство жалости коснулось и Владислава Канюса, считают родные. Вера и Владислав познакомились в Кисилевске в 2016 году. Оксана рассказывает: «С самого начала были манипуляции с его стороны: он такой несчастный, жизнь у него не сложилась. А Вера на это откликалась».

Жизнь Канюса действительно едва ли можно назвать легкой: о его биографии писал «Холод» еще в 2021 году. За пять лет до знакомства с Верой отец Владислава — Роман Канюс — украл мобильный телефон из магазина, а после этого застрелился из ружья. Сам Владислав окончил девять классов, а затем бросил учебу. Еще до знакомства с девушкой Канюса несколько раз задерживали за сопротивление полицейским и мелкое хулиганство. После того как он встретил Веру, Владислав стал подрабатывать грузчиком и продавцом алкоголя, но постоянную работу так и не нашел.

Вместе они переехали в Кемерово, однако за квартиру, в которой жила пара, платили именно родители Веры, пока сама девушка училась и параллельно занималась домашним хозяйством.

При этом о жизни Владислава до убийства Веры ее родители знали немного. «Ей было стыдно нам его показывать, потому что он был вообще не ровня ни нашим семьям, ни самой Верочке, — говорит Оксана. — Ей было стыдно рассказывать про него, потому что, естественно, если бы мы узнали, как оно есть, мы бы на пушечный выстрел не пустили этого человека к нашему ребенку».

«Это очень грамотный манипулятор. Он очень долго давил на жалость, умел красиво и хорошо жить за счет других. Верочка его пожалела. Впоследствии это переросло в другие чувства», — продолжает мать Веры.

По мнению родных девушки, с самого начала «всё шло не так». Вера всегда стремилась развиваться и жить лучше, Владислав же не предпринимал никаких попыток измениться. Кроме того, со временем он начал проявлять «авторитаризм». В итоге Вера инициировала расставание. «Вера была просто обескуражена тем, кого она увидела. Таким, какой он есть на самом деле. Она приняла решение: «Я тебе дала руку помощи, если ты не хочешь двигаться за мной, достигать чего-то — до свидания. На твоем пути я находиться не хочу»», — цитирует Оксана свою дочь, которая так комментировала их расставание с Владиславом.

Кроме того, по словам подруги убитой — Киры Егоровой, — незадолго до расставания Вера рассказала девушке о том, что Владислав сильно толкнул ее во время ссоры.

фото: соцсети

После расставания девушка переехала в общежитие. Канюс постоянно звонил ей и писал ее матери. Однако Вера не собиралась возвращаться. 13 января она приехала к бывшему молодому человеку в квартиру, чтобы забрать ноутбук: на следующий день должен был проходить экзамен, к которому Вера хотела подготовиться.

111 травм

В ночь с 13 на 14 января Владислав Канюс убил Веру Пехтелеву с особой жестокостью. На теле девушки зафиксировали 111 травм. Первые повреждения он нанес ей еще за 6 часов до смерти: всё это время Владислав избивал Веру, резал ее. Следствие установило, что смерть наступила после удушения проводом от утюга.

На протяжении полутора часов соседи звонили в полицию не менее семи раз. В интернет попали записи из диспетчерской службы 112. На одной из них слышны крики. Однако на вызов никто так и не приехал. Полицейские добрались до места преступления только после сообщения о трупе: его нашли, когда брат Канюса и соседи выломали дверь.

После убийства семья погибшей еще год не обращалась за помощью к СМИ, потому что им было тяжело говорить о смерти Веры. За это время дело Канюса передали в суд, а дело полицейских продолжили расследовать. Родные убитой переживали, что виновные отделаются малыми сроками, поэтому всё-таки решили поднять шум.

«Бейте-бейте лобиками о каменную стену — хрен вы чего добьетесь»

Опасения семьи Веры отчасти подтвердились. Начальник смены дежурной части кемеровского отдела полиции «Ленинский» Михаил Балашов, который получил сообщение о драке в квартире Канюса и проигнорировал его, так как «Сигнал этот [поступил] из ***** на лыжах», не был отстранен от работы. Никаких мер не было принято и в отношении Дмитрия Тарицына, который вышел на смену после Балашова. Последний не передал коллеге сообщения о вызове в квартиру, где находились Вера и Владислав.

В 2021 году следователь Землянко передал в прокуратуру обвинительное заключение. Он счел полицейских виновными, но квалифицировал их дело по статье о халатности без значительных последствий. Подсудимым грозил штраф до 120 тысяч рублей или исправительные работы. Однако после огласки в СМИ на первом же заседании гособвинитель потребовал судить полицейских по части второй той же статьи УК: халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Эта статья предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет.

Всего на скамье подсудимых оказались пятеро полицейских. Помимо Балашова и Тарицына, дела завели и на диспетчеров службы 112.

Этот процесс активно освещает правозащитница Алёна Попова. Последний раз она писала о деле полицейских 23 мая 2023 года. Тогда прокурор в ходе прений сторон оставил часть 2 статьи 293 «Халатность» и запросил реальные сроки для всех пяти фигурантов дела.

«Двум полицейским, не поехавшим на вызов, — Дмитрию Тарицыну и Михаилу Балашову — по 3,5 года колонии общего режима. Трем диспетчерам, которые проигнорировали вызов, — Марии Дунаевой, Анне Пономарёвой и Кристине Юдинцевой — от 2,5 до 3,5 года колонии общего режима», — писала Попова.

Владимир — дядя Веры Пехтелевой — в разговоре с «Новой газетой Европа» рассказал о том, что сейчас Балашову и Тарицыну прокурор запросил по 3,6 лет колонии общего режима, двум сотрудникам дежурной части по 2,6 года, одной — вышестоящей по должности — три года. Однако мама и дядя погибшей переживают: «Не знаю, как суд отреагирует. Мое мнение: сейчас переквалифицируют на часть первую, потом срок давности уголовной ответственности истечет. Я думаю, ничего им не будет, как-нибудь так «обыграют» полицейских», — поясняет Владимир.

Мама Веры рассказывает, как проходили суды над полицейскими: «Диспетчеры 112 — эти замечательные женщины, которых я даже не хочу называть женщинами, — вели себя просто безобразно.

То есть они тянули до последнего все судебные заседания: то понос, то головные боли, то зубные боли. Все суды откладывались каждый раз: проходили раз в месяц в лучшем случае. Над нами морально издевались. Они сидят с грядкой адвокатов, нога на ногу, с этими взглядами: «Ну давайте, бейте-бейте лобиками о каменную стену — хрен вы чего добьетесь»».

Родные сообщают о том, что в начале июля планируется вынесение приговора полицейским.

Миллион за интервью

Самому Канюсу сначала должны были дать до 15 лет колонии по статье об убийстве. Впоследствии суд признал его виновным по части 2 статьи 105 УК РФ (убийство с особой жестокостью) и приговорил к 17 годам колонии строгого режима.

Обвинение по статье о незаконном лишении свободы (ст. 127 УК РФ) — Владислав не выпускал Веру из квартиры — и изнасиловании (ст. 131 УК РФ) закрыли: по первому случаю истекли сроки давности, по второму — Владислава оправдали. Семья погибшей попыталась обжаловать решение по статье об изнасиловании. В июне этого года должно было состояться заседание кассационного суда.

В апреле 2023 года Оксана получила от друзей Веры фотографию: на ней человек, похожий на Канюса, позирует в военной форме и с автоматом в руках. 

«Я сначала не поверила. Понимаете, я такой человек: мне нужно взвесить все за и против. Я рассуждала: “Похож, очень похож. Но кассационного суда еще не было. То есть в рамках нашего законодательства его никто не имеет права куда-либо отправлять на какие-либо военные действия, потому что судебный процесс еще продолжается», — вспоминает свои ощущения от увиденных фотографий мать убитой.

14 июня Оксана получила письмо от ГУФСИН по Новосибирской области. В нем было указано, что 28 апреля 2023 года осужденный Канюс Владислав Романович убыл в распоряжение ГУФСИН России по Ростовской области.

Сейчас родственники погибшей пытаются понять, где находится убийца их дочери. Владимир, который регулярно посещает суды по делу, на протяжении двух недель звонит в разные инстанции Новосибирской и Ростовской области, посылает жалобы. На обращения родных в областной суд города Кемерово насчет ознакомления подсудимого с кассационной жалобой судебная канцелярия отвечает, что не может вручить Канюсу письмо, потому что неизвестно, где он в данный момент находится. Семья Веры предполагает, что Канюс мог уехать на фронт из Ростовской области.

«Новая газета Европа» нашла страницу Владислава Канюса «ВКонтакте». 14 мая он опубликовал новый пост: с музыкальным альбомом «Держитесь, ребята» исполнителей Тайпан и МороzKA. На обложке силуэты предположительно мужчин в военной форме и с автоматами в руках на фоне заката.

Корреспондентка «Новой–Европа» отправила заявку в друзья Канюсу — тот ее одобрил. На запрос об интервью Владислав ответил: «Цена вопроса», позже за разговор с «Новой–Европа» он запросил «миллион», не уточняя, в какой валюте.

«Это здорово: бескорыстно спасти того, кто погибает»

Семья погибшей продолжает жить и бороться за справедливость. «Мы разбились на группы. Каждый из нас что-то делает: кто-то ходит на суды, кто-то пишет жалобы. Мы все друг другу делегировали наши обязанности, чтобы не было сумбура», — говорит мать погибшей.

Отец Веры Евгений, Оксана и ее нынешний муж — тоже Евгений — стараются продолжать дело Веры: она часто помогала животным. Сегодня супруги спасают бездомных «хвостиков», как их сама называет мать Веры: выхаживают, лечат, а потом ищут хозяев на «Авито».

«Так приятно, когда животные находят добрых, любящих, отзывчивых людей. Я дочку свою теперь понимаю, как и чем она жила. Это такая подпитка энергетики. Просто бескорыстно взять и спасти того, кто погибает. Это здорово, поверьте мне», — говорит мать погибшей.

Через призму своего горя Оксана начала вникать в тему домашнего насилия. Алёну Попову она попросила писать ей, когда потребуются комментарии: «Я говорю Алёне: если вдруг нужно рассказать о моей ситуации, чтобы отсечь такое же горе, какое случилось у меня, — я всегда буду рядом».

Больше статей о происходящем в России и в мире читайте в «Новой газете. Европа».