Замки, виллы и сахарные заводы. Мифы и правда об имуществе Ивара Годманиса
В свое время Ивар Годманис, занимавший на тот момент пост премьер-министра, активно выступал за вложение государственных средств в спасение Parex banka. Тогда же появились разговоры о личной выгоде Годманиса от крайне убыточной для Латвии сделки и сказочной недвижимости, которую политик якобы приобрел за границей. Журнал Kas jauns вспоминает, о каких "дворцах Годманиса" ходили слухи более десяти лет назад и где на самом деле живут бывший глава правительства и его жена.
Деньги налогоплательщиков на спасение частных банкиров
Проблемы у Parex banka появились осенью 2008 года. Началось все со слухов, что глава банка Валерий Каргин ходил к премьер-министру Ивару Годманису с просьбой о государственной помощи. Сам банк тогда отрицал возможность ликвидации, но уже через пару недель правительство Годманса заключило соглашение с владельцами банка: латвийское государство купило 51% акций Parex bankas по символической цене.
Решение о спасении Parex Banka и предотвращении его банкротства было принято специальной правительственной комиссией в составе госсекретаря Министерства финансов Мартиньша Бичевскиса, премьер-министра Ивара Годманиса и тогдашнего министра финансов Атиса Слактериса. Общественность была в шоке — Годманис разрешил влить в банк миллионы латов из госбюджета, чтобы только банкиры Валерий Каргин и Виктор Красовицкий смогли выйти из кризисной ситуации и даже получить финансовую выгоду!
Кроме того, государственное вмешательство в деятельность банка не обеспечило его стабильности — за пару месяцев клиенты вывели со счетов банка почти 560 миллионов евро. Тогда даже Международный валютный фонд посчитал такую сделку не в интересах страны.
Впрочем, сам Годманис год спустя все еще публично подчеркивал, что считает приобретение Parex banka "единственным правильным решением" и не согласился с выводами Государственного контроля о том, что страна фактически потеряла около 700 миллионов латов. Тогда же Годманис заверил, что ни он, ни другие должностыне лица не получили никакой выгоды от покупки Parex Bank.
Виллы в 11 странах
Когда в 2011 году действительно стало ясно, что латвийское государство не сможет вернуть все средства, которые были вложены в спасение Parex banka, появились всевозможные домыслы о том, почему тогдашний премьер принял такое невыгодное для страны решение – стали говорить, что Годманис якобы получил от сделки неплохой куш!
Внимание на эти слухи обратили и депутаты Сейма — разговоры об иностранной недвижимости политика распространялись "сарафанным радио": чьи-то родственники или друзья рассказывали со слов своих знакомых-мигрантов за рубежом, якобы видевших, как на стройплощадку роскошной виллы прилетал на вертолете Годманис собственной персоной!
Вот интернет-комментарии того времени:
- "Если бы не взял на себя Parex, не было бы виллы в Греции. Это реальность!"
- "О вилле Годманиса знаю, знакомые люди из Латвии строят ее в Испании, на берегу моря. Сначала хозяина не знали. Каково же было их удивление, когда из машины вышел Годманис... Неплохой кусок за "Парекс"..."
- "Об этом замке мне расказала жительница Лимбажи — ее сын которой работает в бригаде, которая строит виллу Годманиса на испанском побережье".
Легенды о вилле Годманиса имели широкую географию и включали в себя Испанию, Норвегию, Бельгию, Данию, Германию, Австрию, Исландию, Ирландию, Великобританию, Италию и Грецию.
Слухи поначалу серьезно воспринял и Айнар Латковскис, тогдашний депутат парламента от оппозиции, секретарь Комиссии по обороне, внутренним делам и противодействию коррупции. Он даже решил прибегнуть к расследованию, пытаясь выяснить, имеет ли эта информация реальные основания, но вскоре отказался от этой мысли.
"Люди говорят с уверенностью, что их приятелю рассказал другой приятель. Когда я два или три раза просил выведать у того приятеля номер телефона, мне никогда его не давали. Было бы смешно начинать следствие на таких зыбких основаниях", — сказал тогда Латковскис журналу Kas Jauns.
И еще пять сахарных заводов
Пару лет спустя Ивар Годманис в интервью журналисту Ансису Пуполсу рассказал, что ему самому эти слухи пересказывали даже близкие, причем весьма убедительно.
"Тогда я взбесился из-за этого. Сказал, раз это мой дом, то идите к нему, выбейте все окна и разгромите все!", — сказал Годманис. Тогда же он отмел возможность, что автором этих слухов мог быть советник по связям с общественностью его тогдашней партии Эрик Стендзениекс.
"Такого я бы ему не простил!", — сказал экс-полтитик.
Впрочем, элитная недвижимость за рубежом — не единственные богатства, которые молва приписывает Годманису. Когда-то он выигрывал суд по обвинению в том, что на его счетах в иностранных банках якобы хранились большие суммы, которые он получил за разрешение на ликвидацию сахарных заводов. Появились слухи, что Годманис сам владел сахарными заводами в Дании, Испании, Норвегии, Швеции или Великобритании.
"Это меня меня порядком выводило из себя! Я и сейчас не вижу оснований для таких сплетен. Все это неприятно и сводит с ума, но что ж поделать. Во времена перемен эмоции по отношению к правительственным лидерам не самые лучшие. Это удар ниже пояса, но политики должны считаться с такими выпадами", - добавил Годманис, публично заявив, что его единственная собственность — частный дом в Марупе.
Настоящий "дворец" Годманиса
Получил Годманис какую-то личную выгоду за сделку с Parex banka или нет — пусть это останется на его совести. Однако факт остается фактом, что бывший премьер вместе со своей супругой Илзе Петерсоне-Годмане владеет домом в Марупе, недалеко от границы с Ригой.
Когда Ивар Годманис был еще женат на Рамоне Годмание, он и его семья жили в частном доме в Юрмале. В 2007-м Годманис стал премьер-министром и взял на работу в качестве своего советника тогдашнего заместителя государственного секретаря Министерства внутренних дел Илзе Петерсоне, с которой он работал, еще будучи министром внутренних дел. После двух лет совместной работы отношения между ними переросли в чувства – Илзе переехала жить к Годманису в Юрмалу, а жена Ивара поселилась в квартире в Риге.
В начале 2011 года Ивар и Рамона официально развелись, а уже 27 августа того же года Годманис женился на Илзе Петерсоне. Примечательно, что за неделю до свадьбы они приобрели совместное имущество — дом в Марупе был взят под ипотечный кредит в банке. По данным Земельной книги, Ивар Годманис и Илзе Петерсоне-Годмане приобрели 0,184 гектара и дом в Марупе 18 августа 2011 года у частного лица за 133 532,76 латов.
Резиденция четы Годманисов в Марупе представляет собой довольно простое двухэтажное здание с небольшим гаражом-пристройкой и небольшим газоном на заднем дворе. По сравнению с некоторыми другими частными домами неподалеку, этот дом похож на скромную хижину Золушки среди замков.