"Наши дипломаты могут по-прежнему работать в России. Это очень важно": интервью с экс-послом Латвии в РФ
Экс-посол Латвии в РФ Марис Риекстиньш дал интервью "Настоящему времени", в котором рассказал, как впервые столкнулся с массированной российской пропагандой на госканалах, а также о том, какую Россию в Латвии хотели бы видеть своим соседом.
Марис Риекстиньш рассказал, что еще недавно Латвия собиралась развивать экономические отношения с Россией. "В этой связи я всегда старался за год посетить три или четыре региона Российской Федерации вместе с нашими предпринимателями, которые тоже смотрели на какие-то новые возможности. Сейчас мы этот план сотрудничества вообще прекратили.
Мы в принципе прекратили работу по линии культурного сотрудничества – хотя у нас с 2010 года был договор по сотрудничеству в области культуры и [действовала] программа сотрудничества на каждые три года. Но мы, конечно, посчитали в Латвии, что сейчас не время заниматься развитием проектов в этом направлении.
Также мы свернули те программы и задумки, которые касались сотрудничества между приграничными регионами – там, где Европейский союз со своей стороны участвует какими-то финансовыми ресурсами. Мы в принципе уже начали менять главный фокус в нашей работе еще до начала войны, потому что уже было понятно, что на сей раз конфронтация развивается в очень негативном русле. Хотя надежда все время оставалась, вплоть до начала агрессии, что все-таки дипломатические усилия принесут какую-то разрядку.
Но мы уже тогда начали работать больше по анализу событий – проводить встречи с людьми, которые работают в России, живут в России, из самых разных кругов, которым не нравится та политика, которая проводится Кремлем. Главной задачей было получить наиболее подробное понимание того, что происходит, что может происходить, чтобы дать эту информацию в столицу – в Ригу. Чтобы политики в Латвии могли это использовать для разработки дальнейших шагов нашей двусторонней политики с Российской Федерацией, а также той политики, которая представляет Латвию в международных организациях, как, например, НАТО, Европейский союз. Где разрабатывается совместная политика в отношении этих организаций с Российской Федерацией.
Ну и была консульская поддержка – поскольку у нас в России по-прежнему проживает довольно значительная группа граждан Латвии. У нас в 12 городах Российской Федерации имеются культурные общества и люди с корнями, которые исходят из Латвии. Эту поддержку тоже, как нам казалось, было необходимо продолжать", - поделился экс-посол.
Марис также рассказал о впечатлениях, которые получил в России, когда прибыл туда в 2017 году. Одной из его обязанностей было просматривать, что показывают по телевидению, какие нарративы передаются населению. "И то, что мне тогда уже бросилось в глаза, – злоба, которая исходила из определенных программ главных телевизионных каналов. Злоба в отношении Украины, злоба в отношении западных стран в целом. Эпитеты, которые используются… Я был поражен этим!
И в то время во время встреч с российскими коллегами или представителями российского общества я задавал такой вопрос: что это такое? И как с этим жить? Потому что мне лично это не кажется нормальным!
Тогда я получил обычный ответ: да зачем ты это смотришь? Это же не для нормальных людей! – я сейчас утрирую немножко то, что мне говорили. Но мы видим сейчас влияние этой массированной пропаганды, которая каждый час, каждый день, день за днем, неделя за неделей, в течение многих лет привела к тому, что очень много людей в российском обществе поддерживает эту агрессивную политику!
И я думаю, что мы не должны быть наивными и говорить, что поддерживает эту агрессию только маленькая группа – какая-то политическая элита, которая [сформировалась] вокруг условного Кремля. Это не так. Я думаю (разные цифры приводятся), что есть примерно 15-20% населения, которые считают, что того, что сейчас делается, мало. И что эта безумная политика, которая проводится властями России в отношении Украины и Запада, – этого мало и надо более четко предъявить претензии к этим странам. Мы видим результат этой пропаганды", - говорит Марис.
Сейчас, по словам экс-посла, страны Балтии находятся в очень низкой точке отношений с Россией, и то, что будет дальше, очень трудно прогнозировать. "Я уверен, что это будет зависеть в первую очередь от того, когда и каким образом завершится война. Латвия является непосредственно соседом России, и мы желаем видеть в России государство, которое не является угрозой для своих соседей. Мы хотим видеть Россию страной, где царствует закон, где имеется независимая судебная система, где уважаются права человека, где имеется свободное медиапространство. Это то, что мы желали бы видеть. Но опять же: когда это будет и будет ли это в каком-то обозримом будущем – это зависит от того, каким образом завершится война", - продолжает Марис.
Тем не менее, дипотношения между странами по-прежнему имеют место быть, и по мнению Риекстиньша, это очень важно. "Наши дипломаты могут по-прежнему работать в России, могут, находясь там, на месте, прощупать нюансы в политическом процессе в этом государстве и дать какой-то свой анализ. Это очень важно.
Знаете, я могу это сравнить на собственном примере. Прошло уже шесть недель с тех пор, как я уехал из России, и я уже начинаю сам для себя чувствовать немножко, что психологически какие-то нюансы я уже больше не чувствую так остро, чем я их чувствовал там, когда был на месте. Потому что, когда ты находишься там, ты видишь все, что происходит. Ты общаешься с людьми из разных социальных групп и понимаешь все-таки более нюансно то, что происходит.
А когда ты живешь в Риге или в Лиссабоне, Вашингтоне, Брюсселе, – конечно, ты можешь стараться читать какие-то новостные ленты, смотреть какие-то интервью, какие-то комментарии. Но ты теряешь эти нюансы. Поэтому, я думаю, сохранить дипломатические отношения с Россией очень важно. Может быть, это дипломатическое присутствие даже более важно во время кризиса. А когда все безоблачно, все нормально, все идет своим ходом, знаете, я думаю, много стран думают, что нет смысла держать наши посольства в дружественных нам странах в Европе.
Задачи посольств очень разные. Есть случаи, например, когда иной раз нет необходимости особо прикладывать усилия для развития каких-то культурных проектов – как между Латвией и Эстонией, потому что люди друг друга знают напрямую. Там в какой-то особой поддержке посольства даже нет необходимости, и в ежедневном практическом участии посольства тоже необходимости нет. А вот когда случается кризис, когда есть острые проблемы, когда нужно стараться понять этот очень сложный процесс – тогда дипломатическое присутствие очень важно, архиважно".
Что касается безопасности Латвии, то Марис Риекстиньш уверен в НАТО. "Я думаю, было бы ошибочным рассматривать безопасность балтийских стран в отдельности от безопасности остальных стран – членов НАТО, потому что все-таки есть договор НАТО.
Документы, которые являются главными для этой организации, гласят очень ясно, что угроза или атака в отношении одной из стран НАТО является угрозой для всех членов. И поэтому формулировка, о которой я говорил, что Российская Федерация рассматривается как "прямая угроза для безопасности стран НАТО", – она несет в себе не только декларативную функцию, но и то, что за этой политической формулировкой стоят практические действия стран. И это касается дальнейшего развития наших оборонительных сил, касается планирования разных сценариев развития.
Я иной раз говорю о том, что НАТО является в каком-то смысле страховым полисом. Люди покупают страховой полис, хотя, наверное, не надеются, что могут сломать ногу. И НАТО в этом смысле – такой полис. Страны – члены НАТО инвестируют в свою безопасность не из-за того, что желают, чтобы на них кто-то напал. Но если вдруг кризис случится – тогда в их распоряжении имеются инструменты и механизмы, которые в первую очередь должны отталкивать потенциального агрессора вообще от такой идеи. Но если вдруг этот агрессор взялся за такую авантюру – тогда он должен знать, что последствия будут и он будет наказан", - считает экс-посол Латвии в России.