О пропавших - хорошо или ничего: волонтер Bezvests.lv рассказала, как родственники мешают поиску людей
Близкие пропавших без вести людей нередко скрывают от волонтеров важнейшую информацию, которая могла бы серьезно помочь в поисках человека. Например, из лучших побуждений близкие могут умолчать о серьезных заболеваниях пропавшего, его зависимостях или проблемах в семье. Все эти "нелицеприятные" сведения, тем не менее, могут сыграть ключевую роль в поисках человека, говорит активистка волонтерской организации Bezvests.lv, кинолог и юрист Ирина Бруниня.
По словам волонтера, чаще всего к помощи Bezvests.lv прибегают для поиска пропавших без вести детей и пожилых людей.
"По данным Госполиции, число пропадающих без вести людей из года в год остается практически неизменным — около 1000 человек в год. Большинство пропавших без вести в итоге находятся либо объявляются сами и говорят, что никуда не пропадали. Нередко это молодые люди, которые бродяжничают или гостят у друзей, не сообщая об этом родителям", — говорит Бруниня.
Преступников не ищем
Волонтеры Bezvests.lv ведут поиск пропавших без вести, но не скрывающихся от правосудия, подчеркнула Ирина Бруниня. Например, человек упал в реку или заблудился в лесу. Также организация помогает в поисках пожилых людей с различными психическими заболеваниями.
Если же имело место уголовное преступление или есть намек на него, Bezvests.lv в поисках не участвует. Точно так же организация не ищет регулярно бродяжничающих подростков и тех, кто ушел в гости и не возвращается. "Мы ищем людей, которые пропали без вести", — указывает волонтер.
Каждый случай уникален
Из пропавших людей только небольшая часть остается не найдена.
"Каждый поиск каждого человека — по-своему уникален. Невозможно разработать единый способ и рабочий метод. Каждый раз все нужно продумывать и организовывать с нуля", — говорит представитель организации.
Ирина Бруниня добавила, что поиск каждого человека — это крайне трудоемкий процесс, поэтому перед началом поисковых работ Bezvests.lv очень тщательно взвешивает необходимость своего участия. Ведь помочь можно по-разному.
"Иногда достаточно публикации на сайте организации. Мы также можем дать консультации родственникам, если они им понадобится. [...] В нашей стране действует закон о защите личных данных физических лиц, а мы являемся лишь добровольной организацией, не наделенной особыми полномочиями на получение такой информации", — отмечает активист.
Нужно знать место, где пропал человек
Как указала Ирина Бруниня, организации необходимо иметь как можно больше информации о пропавшем человеке, но в первую очередь — где его видели в последний раз, какими были или могут быть обстоятельства его исчезновения.
"Если родственники всего этого не знают, найти человека может оказаться очень сложно. Мы не можем начинать искать без какой-то отправной точки. Невозможно начать поиск сразу во всех лесах Латвии", — пояснила представитель Bezvests.lv.
Невозможно отреагировать сразу
Волонтерам требуется некоторое время для обработки информации о пропавшем человеке, поэтому мгновенно отреагировать и начать поиски организация не может, признает Бруниня.
"Только после того, как мы проконсультировались с родственниками пропавшего без вести и выяснили, готовы ли они сами участвовать в поисковых мероприятиях, мы составляем план действий: публикуем на нашем сайте информацию о пропавшем человеке, просим общественность распространить ее, а затем уже принимаем решения о непосредственном поиске — например, объявляем групповой поиск или на место пропажи человека выезжает подходящий специалист", — указала Бруниня.
Родственники могут умолчать важное
Волонтерам нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда близкие пропавших без вести не раскрывают всю важную для поисков информацию.
"Некоторые люди думают: если они говорят нам только хорошее о пропавшем человеке или чего-то недоговаривают, они спасают репутацию человека или делают что-то хорошее. На самом деле — нам нужно знать все! И, конечно же, Госполиция должна сообщать все о пропавшем: и хорошее, и плохое", — сказала волонтер.
Ирина Бруниня пояснила, что самим волонтерам не так важно, какие проблемы есть у пропавшего человека — но эта информация может существенно облегчить им работу.
"Бывает, что близкие пытаются скрыть пристрастия пропавшего — например, умолчать, что он ушел в лес пьяным. Когда мы идем в лес, мы не всегда знаем, что человек пил алкоголь и заблудился в лесу в состоянии алкогольного опьянения. Также иногда мы не знаем о суицидальных наклонностях пропавшего или о его серьезных заболеваниях. Лично сталкивалась с тем, что родственники умалчивали важную информацию. Хотелось бы, чтобы такого не происходило, ведь чем больше у нас информации — тем больше шансов, что мы сможем помочь. Например, мы можем подобрать наиболее подходящий способ поиска и попытаться определить возможный вектор движения пропавшего, если он ушел в лес. Некоторые болезни имеют определенные особенности, и если их знать, мы можем предугадать, куда человек мог пойти и как", — отметила представитель Bezvests.lv.