Русский банкир судится с Латвией из-за отобранного офиса в Тихом центре: это может создать важный прецедент
Латвия продолжает вести досудебное расследование резонансного дела Магнитского, в рамках которого была выявлена объемная и сложно-структурированная трансграничная схема отмывания денег. Многие из средств "осели" в Латвии — в качестве банковских вкладов и объектов недвижимости. Один из них — офис в Тихом центре Риги — был конфискован у российского банкира Артема Зуева. Теперь банкир пытается вернуть отобранное имущество через суд, сообщает программа Nekā perosnīga.
Как сообщает телепрограмма, Артем Зуев был одним из бенефециаров "Универсального банка сбережений" — именно через него шли потоки денег, украденные из российской казны по схеме, разоблаченной Магнитским.
Зуев также являлся резидентом банка ABLV — там он открыл счета сразу на 24 собственных фирмы. Россиянин пользовался доверием банка — ABLV выдал ему кредит на сумму в размере 36 млн долларов на основании личного поручительства Зуева. Однако, как утверждает Nekā personīga, 28 млн Зуев так и не вернул: когда ABLV подал на него жалобу в российский суд, Зуев предоставил поддельные документы об отмене поручительства. Вернуть потерянные деньги банку не удалось.
В рамках расследования дела Магнитского латвийские следователи установили, что фирма Зуева Carsonport получила не менее 12 млн евро от центральных офшоров схемы — Altem Invest Ltd и Zibar Management Inc. Эти деньги ушли в другие страны, но небольшая часть осталась в Латвии. Чтобы получить вид на жительство, Зуев купил здесь недвижимость: офисное помещение на ул. Видус в Риге. Согласно Земельной книге, покупка обошлась ему в 112 000 латов. В 2019 году Госполиция наложила на эту недвижимость арест.
Тем временем адвокат Зуева утверджат, что дело Магнитского — это не более чем теория заговора и "мнения". Он отрицает причастность клиента к отмыванию денег. По словам адвоката, полиция не проводила расследования, а полагалась на информацию, собранную командой Уильяма Браудера (основатель и генеральный директор инвестиционного фонда Hermitage Capital Management). Факты, раскрытые Магнитским, в России уже расследованы, а все виновные — осуждены.
Однако Nekā personīga утверждает, что по делу были собраны и другие доказательства, доказывающие вину Зуева. Об имуществе, которое было конфисковано у банкира, в 2021 году писала "Новая газета". И на газету, и на автора статьи Андрея Заякина Зуев подал в суд.
Миллионер тогда отрицал, что у него что-то конфисковали. Обратное журналисты доказать не смогли, так как дела о конфискации рассматриваются судом за закрытыми дверями.
Теперь доказано, что журналисты были правы: Зуев подал иск в Конституционный суд против латвийских законов, которые позволили арестовать и конфисковать его имущество.
"Мы получили решение Окружного суда, которое не подлежит обжалованию. Затем мы обратились в Конституционный суд, потому что сочли, что процесс не отвечает гарантированному конституцией праву на справедливое судебное разбирательство с защитой от любых предположений. Кроме того, процесс противоречил праву человека на собственность, поскольку в конечном итоге собственность была конфискована. Конституционный суд принял наше заявление и возбудил дело", — рассказал Nekā personīga присяжный адвокат Роланд Валдемарc.
К иску присоединились еще несколько человек и компаний, у которых суд также конфисковал имущество.
Эксперты полагают, что Зуев и его соратники своего не добьются, но исключить это нельзя. Конституционный суд также должен будет решить, распространять ли возможность оспаривания на прошлые дела. Таких дел — много, отмечает программа. В их число также входят дела, которые связаны с конфискациями в пользу Украины.
"Это очень важно, потому что мы не хотим, чтобы он создал прецедент, который затем может задержать и затруднить другие конфискации. Но я все же думаю, что его усилия не увенчаются успехом", — прокомментировал процесс Уильям Браудер.
Ранее Зуев утверждал, что купил имущество в Латвии на дивиденды, законно полученные от канадской компании Uranium One. Он принадлежит российской государственной компании "Росатом".
Конфискованные у Зуева помещения планируется выставить на продажу.
По сообщениям СМИ, после аннексии Крыма Зуев переехал на полуостров и занялся виноделием. В прошлом году он создал новые винные этикетки – с сообщением, что о санкциях не заботится (“F*ck sanctions”).
Сергей Магнитский был замучен в тюрьме более десяти лет назад за то, что вскрыл схему колоссальных хищений из российского бюджета. 230 миллионов долларов налогов было незаконно возвращено тем, кто эти налоги никогда и не выплачивал, а для того, чтобы это проделать, пришлось украсть уставные документы и печати российских фирм Билла Браудера, а также сыграть в судебные поддавки. Участников схемы и украденных денег было так много, что объекты собственности, которые были куплены на ворованные казенные деньги, и фирмы-однодневки, которые использовались для вывода денег за границу, продолжают всплывать по сей день.