Женщина заботится о четырех детях своей умершей кузины, а бюрократы затягивают с господдержкой
Жительница Екабпилса Зане Скривеле в конце октября прошлого года взяла на себя обязательство воспитывать четырех детей своей скоропостижно скончавшейся двоюродной сестры. Она хочет выяснить, действительно ли, пока сиротский суд решает вопрос об опекунстве, детям не полагается никакой финансовой поддержки? Оказывается, что у учреждений по этому поводу разное мнение, сообщает передача 4. Studija на LTV.
Как сообщает портал lsm.lv, Зане Скривеле взяла на себя ответственность за детей в возрасте 17, 16, 14 и 9 лет. Отец младшего ребенка тоже умер, поэтому урегулировать вопрос об опеке Зане удалось очень быстро. Однако отец остальных троих детей жив и здоров, но раньше ему не было никакого дела до них. Хотя мужчина и написал в сиротский суд, что согласен передать детей под опеку Зане, решающее заседание сиротского суда по этому вопросу до сих пор не состоялось.
23 октября прошлого года Зане позвонили с неизвестного номера. Звонил врач бригады неотложной медицинской помощи, который сообщил, что двоюродная сестра Зане умерла, а ее четверо детей остались одни.
"Я побежала туда. Всех детей из квартиры забрала, чтобы они не видели всего этого", - рассказала Зане. "Мы все дома поговорили, что я их заберу. Что я не хочу их отдавать, потому что сиротский суд тоже сказал, что никто не возьмет сразу четверых детей. Что их всех разбросают по семьям. Они все время вместе держатся и их разлучать - я не представляю, как их можно разлучить!"
Уже в конце декабря самоуправление предоставило семье Зане квартиру, которую они сейчас понемногу ремонтируют своими силами. Все предметы домашнего обихода и мебель Зане получила от благотворительных организаций.
Сейчас Зане с мужем, своим ребенком и четырьмя детьми двоюродной сестры живут у родителей мужа и очень ждут момента, когда ей дадут право опеки, ведь только тогда можно будет получать все предусмотренные государством пособия.
"Сейчас, пока мы делаем ремонт, мы понимаем, что у нас заканчиваются средства. Детям нужна одежда, им надо есть. С продуктами тоже можно сойти с ума. Детей четверо", - говорит Зане.
Поскольку задекларированным местом жительства отца троих старших детей является Рига, Екабпилсский сиротский суд направил дело об опеке в Рижский сиротский суд.
Ни одно из этих учреждений не поинтересовалось, как семья справляется с финансами.
"Я не знаю, почему на решение одного вопроса о детях уходит полгода. Это все-таки дети. Зачем тянуть полгода, если отец отказался от детей? Мамы у них нет. Почему нельзя быстро все уладить, чтобы у них была спокойная жизнь. Они меня тоже через день спрашивают: есть ли какие-нибудь новости, тебе кто-нибудь звонил?"
Рижский сиротский суд понимает ситуацию Зане, но ускорить рассмотрение дела нельзя. К тому же все осложняется тем, что задействованы сиротские суды двух самоуправлений, и у каждого из этих структур разный опыт и подход к разрешению различных ситуаций. Зане советуют решать финансовую сторону вопроса с отцом детей до принятия решения в Рижском сиротском суде. Аналогично считают и в сиротском суде Екабпилсского края.
Зане не верит в то, что отец детей подаст заявление на получение государственного семейного пособия, а потом полученные деньги передаст ей.
"Конечно, нет. Он не тот человек, который это делает. Если он до сих пор ничего не делал, так что же сейчас? Он получит эти деньги на себя, заблокирует нас всех, мы вообще больше никогда не увидим и не услышим его. Потому что даже тогда, когда он приехал написать доверенность на мое имя, он даже не узнал ни одного из детей", - рассказала Зане.
В Министерстве благосостояния пояснили, что существуют также нормативные акты, которые предусматривают то, как уже прямо сейчас можно было бы выплачивать Зане как государственное семейное пособие, так и пенсию по потере кормильца. Причем это в силах сиротского суда.
"Сейчас одно из решений, которое можно было бы порекомендовать, - обратиться в Рижский сиротский суд с заявлением с просьбой прекратить выплату государственных социальных пособий отцу и выплачивать их ей как лицу, которое фактически ухаживает за детьми. Две просьбы - попросить прекратить выплачивать государственные социальные пособия отцу - имя, фамилия тех соответствующих детей, о которых идет речь, и выплачивать этой женщине, как лицу, фактически ухаживающему за детьми. Попросить прекратить, потому что в любой момент существует вероятность того, что отец может претендовать на это. Если в той решающей части будет идти речь о том, чтобы выплаты шли этой женщине, то VSAA на основании этого решения начнет выплачивать", - пояснила старший эксперт департамента детской и семейной политики министерства Алисе Рамане.
Прикрепив это решение сиротского суда, Зане должна подать заявление в Государственное агентство социального страхования (VSAA). Рижский сиротский суд, однако, не признает, что конкретное регулирование, рекомендованное Министерством благосостояния, было бы применимо в данной ситуации. И указывает, что дело об опеке будет рассмотрено уже в этом месяце.