Экс-глава KNAB: нельзя все время кивать на прошлое, объясняя коррупцию в Латвии
фото: Shutterstock
Иллюстративное фото
В Латвии

Экс-глава KNAB: нельзя все время кивать на прошлое, объясняя коррупцию в Латвии

Rus.lsm.lv

В Латвии есть неплохие законы для борьбы с коррупцией, но слишком часто люди готовы их обходить и в целом нетерпимость к взяточничеству и казнокрадству в стране растет очень медленно, считают гости передачи «Открытый разговор» на Латвийском радио 4. Однако, уверены они, нельзя все неудачи в этой сфере одним «наследием оккупации».

«Я думаю, что какие-то элементы, как говорится, тяжелого наследия сказываются. Но это своего рода самооправдание — говорить, что все это потому, что тогда было плохо и до сих пор остается плохо. Прошло же столько лет! В коррупционных действиях участвуют и те, кто родились и после 1991 года», — отреагировал бывший руководитель Бюро по предотвращению и борьбы с коррупцией (БПБК, KNAB) Алексей Лоскутов, а ныне руководитель отдела стратегического анализа Службы финансовой разведки на просьбу ведущей прокомментировать недавнее высказывание премьер-министра Кришьяниса Кариньша.

Тот, рассуждая об Индексе восприятия коррупции и о картеле автобусных перевозчиков, сказал, что «коррупция — это зараза, унаследованная со времен оккупации».

По мнению специалиста, надо признать: во многих сферах просто не построили достаточно мощную систему противодействия коррупции. И, что еще влияет, так это слишком медленный рост нетерпимости общества к коррупции.

Агния Бируле из общества за открытость Delna согласна, что нельзя списывать все неудачи на советское прошлое. Тем более, что оно есть не у одной Латвии:

«У Эстонии в Индексе восприятия коррупции — 74 балла, хотя она тоже была оккупирована. Правда, и у нее прогресс за 10-12 лет — только 10 баллов. Просто она с самого начала была в намного лучшем состоянии, чем мы», — заявила она, имея в виду новый Индекс восприятия коррупции, который составляет организация Transparency International и в котором Латвия получила 59 баллов (из 100 возможных; чем больше, тем лучше), Литва — 62, а Эстония, как сказано выше, 74.

Рассуждая о том, что же тормозит наш прогресс, Бируле предположила, что дело не только и не столько в законах, сколько в людях, которые их применяют, отмечает Rus.lsm.lv.

«У нас законы вроде неплохие. У нас много законов, но они не проникают в жизнь. Они просто где-то есть, мы знаем, что есть портал likumi.lv, где их можно почитать. Но если смотреть, как они внедряются… Скажем, конфликт интересов. У нас есть закон, который говорит, что если у тебя есть какой-то интерес, ты не можешь делать определенные вещи. Но люди все равно это делают, как-то обходят законы», — заявила собеседница Латвийского радио 4.

Алексей Лоскутов тоже считает, что латвийцы вообще относятся к законам без особого пиетета.

«Условно говоря (и немного утрируя), в Германии закон принят — и все знают, как его надо соблюдать и все знают, какие наказания будут за невыполнение.

В Латвии же закон еще не принят, над ним еще работают, но все уже вслух размышляют: Ну да, это можно обойти с этой стороны, то можно обойти — той, а на это можно закрыть глаза», — заметил бывший начальник KNAB.

Алексей Лоскутов также считает, что на отношение общества к коррупции влияет то, как и насколько громко о борьбе с ней рассказывают ответственные органы.