Причина высокой смертности в Латвии - недоступность инновационных лекарств
фото: Pexels.com
Самая большая проблема - доступность новых лекарств для лечения рака.
В Латвии

Причина высокой смертности в Латвии - недоступность инновационных лекарств

Rus.lsm.lv

По доступности инновационных лекарств страна сильно отстает от других государств Европы. Хуже всего - с препаратами от рака. Их мало, и получить их могут далеко не все. Причина банальна - нехватка денег.

Латвийским пациентам на сегодняшний день доступны примерно 100 инновационных лекарств от разных болезней. Хотя еще в 2018 году их было всего три десятка, пишет rus.lsm.lv. Однако по этому показателю мы по-прежнему отстаем от Литвы и Эстонии. Еще больше — от других стран Европы, говорит Валтерс Болевиц, директор Международной ассоциации инновационных фармацевтических предприятий:

«Балтия — по меркам Европы показатель никакой. Балтия на уровень Европы даже... на полпути до среднего уровня, как в Европе люди живут. Не считая таких стран, как Германия и других, которые занимают первое место в Европе».

Самая большая проблема — доступность новых лекарств для лечения рака: «Ситуация такова, что в реальности новые пациенты с, например, онкозаболеваниями — только 30% от них получают. Остальные 70% не получают новые медикаменты — просто нет на это ресурсов.

Там у нас самая большая проблема — и над этим вопросом политики должны особенно думать. Не только думать, но и принять решение, чтобы нашим пациентам были доступны те же медикаменты, что и в других Балтийских странах».

К примеру, сейчас во многих случаях инновационные лекарства более доступны тем, кто лечится впервые. Однако такой подход абсурден, говорит представитель пациентской организации Onkoalianse Ольга Валциня:

«Как только пациент уже прошел одно лекарство, и у него, например, рак разработал резистентность к этому препарату, или рак изменился, или что-то еще случилось, что пациент не может использовать этот препарат — это уже называется лечение во второй линии. И вот вторая линия у нас для многих видов рака недоступна».

К слову, есть много видов рака, лекарства от которых государство не компенсирует вообще. Это, к примеру, трижды негативный рак молочной железы. И по словам Ольги Валцини — хорошо было бы знать заранее, окажется ли доступно такое лекарство в будущем: «Чтобы человек решил, что делать, в идеале мы знали бы — что да, в этом году это лекарство не оплачивается, но со следующего года начнут оплачивать. Тогда человек сможет решать, что ему делать — умирать, эмигрировать, собирать деньги...»

Еще одна проблема — люди запускают здоровье и лечатся, только когда уже попадают в больницу. А это гораздо дороже, чем лечиться своевременно.

«Чтобы этого избегать, надо делать диагностику рано! Чтобы, когда определенный возраст — раз в год шли на рентгены. И не только диагностика. Чтобы, если что-то обнаружили — сразу были более доступны современные медикаменты. Если какая-то есть проблема, то люди бы лечились и не попадали бы в больницу. Это такая идеальная система, которую надо развивать в Латвии, а не полагаться на больницы».

По словам Ольги Валцини, по смертности от рака Латвия находится в первой четверке в Европе. В области онкологии у нас доступны 46 новых препаратов, в то время как в Эстонии и Литве — 57.

В Национальной службе здравоохранения говорят, что ситуация с доступностью лекарств постепенно улучшается. Еще в 2018 году на них выделялось 8 млн евро, сейчас уже 40 млн. В службе также говорят, что делают все возможное, чтобы новые лекарства были доступны более широкому кругу пациентов — однако на это не хватает денег.