"Энергокризисная" помощь Евросоюза не уменьшит коммунальные платежи латвийцев
Все последние недели на уровне Евросоюза ведется поиск решений по амортизации резкого удорожания энергоресурсов для рядовых потребителей в странах альянса. Избранные Брюсселем меры - такие, что коммунальные платежи жителей Латвии не уменьшат, сообщает LTV в передаче De facto.
Странам-участницам поручено переделить прибыль национальных энергетических компаний в пользу потребителей — однако главный латвийский производитель электроэнергии Latvenergo уже платит дивиденды в госбюджет. А на прибыль частично принадлежащего российскому «Газпрому» акционерного общества Latvijas gāze европейское регулирование не распространится, пишет rus.lsm.lv.
К поиску мер, которые позволят поддержать потребителей, активно подключилась и Еврокомиссия — она надеется до конца сентября принять обязующее для всех стран ЕС регулирование. Уже опубликован план таких возможных мер. Главных направлений два: снизить потребление электроэнергии, а также — уменьшить прибыль энергетических концернов (ведь оказалась чрезмерной из-за скачка цен), чтобы из этих средств помочь и домохозяйствам, и предприятиям. Размер общей суммы поддержки, которую таким образом можно получить, по подсчетам ЕК, составит около 140 млрд евро.
Получил в первом полугодии рекордную прибыль и концерн Latvenergo — почти 142 млн евро. Европейское регулирование хоть и оставит эту прибыль в казне страны — по признанию и самого Latvenergo, и Минэкономики, ничего для населения не изменит. Потому что прибыль Latvenergo и до сих пор оказывалась в госбюджете. Раз это — госпредприятие, то и его прибыль принадлежит государству.
Замгоссекретаря Минэкономики Эдий Шаццанс поясняет: «На экспертном уровне мы оцениваем, насколько это коснется Latvenergo, но в целом следует сказать, что это с нашей точки зрения не самое удачное мероприятие, которое дало бы Латвии существенную выгоду».
Передел рекордной прибыли Latvijas gāze (компания заработала в первом полугодии почти 85 млн евро, многократно больше обычного в предыдушие годы) тоже не подпалает под будущее регулирование ЕС в планируемой версии — потому что Latvijas gāze только торговец голубым топливом, а не перерабатывающее предприятие. Минэфонокими еще оценит, рекомендовать ли компании измненеия, чтобы передел прибыли касался и Latvijas gāze:
«Чтобы понять логику Еврокомиссии в этом регулировании, нужно понимать и эти обосновывающие его документы. Поэтому важно, чтобы сейчас коллеги работали с экспертами ЕК, попытались понять, почему именно такое предложение идет с ее стороны», — сказал Шайцанс.
Эксперт по вопросам энергетики Юрис Озолиньш, однако, считает, что невключение Latvijas gāze в список компаний, на которые регулирование будет распространяться, объяснимо, и советует прибыль латвийского предприятия не трогать: по его словам, хотя первое полугодие и было для Latvijas gāze финансово очень успешным, нельзя знать, как ситуация будет развиваться и не потребуются ли ему деньги на то, чтобы иметь возможность и дальше закупать природный газ.
В Катаре, США, Нигерии, Норвегии, перечислил Озолиньш. Нельзя позволить себе лишиться уже работающего механизма поставок.
Скорее, говорит специалист, следовало бы подумать о сбережении электроэнергии. Еврокомиссия планирует обязать страны-участницы до конца марта снизить потребление на 10%, а в обязательном порядке в часы пиковых цен на электроэнергию снижать потребление на 5%. По мнению Озолиньша, это самая эффективная мера, опирающаяся на реальные показатели. Два пандемийных года с локдаунами показали, по словам Озолиньша, что цены на электроэнергию могут быть фантастическим низкими и даже отрицательными — потому что предложение полностью покрывало спрос.
В Минэкономики же обязательные меры экономии энергии оценивают скептически, прозвучало в передаче. Нет ясности, как именно спад потребления повлияет на биржевые цены и сделает их благоприятнее для потребителя. Если экономию придется ввести — за снижение потребления государство, вероятнее всего, должно будет платить компенсации. Такая практика для Европы не нова, говорит член правления оператора электрораспределительных сетей Augstsprieguma tīkls Гатис Юнгханс. Но обычно такое практикуют, когда в какой-то момент не хватает мощностей, а не для регулирования цены, пояснил специалист.
Представитель Минэкономики Эдийс Шайцанс воздержался от оценок, выгоден такой план Латвии или нет. Нужно изучить детали. Но заметно, что дополнительных денег планируемые Еврокомисией инструменты не дадут, и нет уверенности, что они повлияют на цены.
В переговорах с Брюсселем Латвия высказалась за отвязку стоимости природного газа от цен на электричество, а также за введение потолка цены на газ — если не для всех поставщиков, то для газа из России точно. Но страны-участницы так и не смогли договориться об этом: перевесили опасения, что предложение на рынке газа сократится еще сильнее.
Например, страны Азии могут тогда перекупить газ у тех, кто продает его Европе — предложив цену выше, чем введенный ЕС лимит, прозвучало в передаче. Против потолков цены выступила и не являющаяся участницей Евросоюза Норвегия. Сейчас она — крупнейший поставщик газа в альянс.
Дискуссии по этому поводу между странами-участницами ЕС продолжаются, и ожидается, что в конце месяца на собрании министров будет достигнуто общее решение.
И так как большого влияния на цены от мероприятий евросоюзного уровня не ожидается, над тем, как снизить платежи потребителей, продолжает думать латвийское правительство. Минэкономики сейчас разрабатывает предложение о введении потолков стоимости тепловой энергии. Вероятный порог, начиная с которого государство будет оплачивать отопление полностью, будут 150 или 160 евро в месяц за мегаватт-час. В какие суммы это обойдется госказне, министерство пока не может сказать.