Судно с минеральными удобрениями уже полгода стоит в Рижском заливе из-за санкций против РФ
фото: LETA
Иллюстративное фото
В Латвии

Судно с минеральными удобрениями уже полгода стоит в Рижском заливе из-за санкций против РФ

Otkrito.lv

С начала марта в Рижском заливе, на якорной стоянке Рижского свободного порта, стоит судно, на борту которого находятся 55 тыс. тонн хлорида калия, сообщает программа De facto Латвийского телевидения. Этот груз принадлежит фирме, на которую распространяются санкции Евросоюза, направленные против России за вторжение в Украину. В отличие от других запасов удобрений, на которые распространяется санкционный режим и которые начинают вывозить по решению Государственной службы среды, в данном случае ведомство не собирается поступать аналогичным образом.

В начале лета команда попросила о помощи, поскольку на судне заканчивались топливо, питьевая вода, а также накопились отходы. Грузовое судно не может ни покинуть, ни войти в порт - находящийся на нем груз принадлежит фирме, на которую распространяются санкции, наложенные на приближенного к Кремлю российского бизнесмена Дмитрия Мазепина. И вот уже несколько месяцев ответственные службы ходят по кругу в поисках выхода из сложившейся ситуации.

Примерно через неделю после начала вторжения РФ в Украину в Рижский порт из Санкт-Петербурга вошло частично загруженное судно Asian Majesty. На терминале Riga fertilizer terminal его продолжили загружать хлоридом калия, а с 5 марта судно стоит на рейде на якорной стоянке Рижского свободного порта с грузом в 54 931 тонн минеральных удобрений.

Несколько дней спустя, 9 марта Евросоюз применил санкции к приближенному к Кремлю предпринимателю Дмитрию Мазепину, под контролем которого находятся и упомянутый терминал, и зарегистрированная на острове Маврикии фирма United Fertilizers Comapany Limited, которой принадлежит груз. Его декларированная стоимость составляет около 17 млн долларов США. Два месяца спустя судно попросило разрешение покинуть порт, пишет rus.lsm.lv.

Но таможня добро не дала. "Этот товар сам по себе санкционным не является. Тут речь о том, что под санкциями находится владелец. И таможенная служба, действуя согласно своей компетенции, не допускает вывоз этого груза, обосновывая это тем, что груз принадлежит находящемуся под санкциями лицу", - пояснил директор Таможенного управления Службы госдоходов Раймонд Зукулс.

Владельцем судна является зарегистрированная в Сингапуре компания - на само судно и его команду санкции не распространяются. Транспорт мог бы покинуть территорию Латвии, если бы на борту не было груза, который считается замороженным экономическим активом. Это обернулось бедствиями для экипажа, поскольку на судне закончились горючее, продукты питания и вода, а также накопились отходы.

До середины лета вопросы снабжения судна всем необходимым были решены. Но что делать с грузом минеральных удобрений - нет.

В отличие от других случаев, в этот раз не было такого, что где-то конкретного груза дожидался бы покупатель, который никак не связан с санкциями. И даже в случае реализации груза, полученные средства следует заморозить, чтобы соблюдать санкционный режим. По словам руководителя Юридической дирекции Министерства иностранных дел Кристине Лице, в конкретном случае груз, в случае продажи, попал бы к другому фигуранту санкционного списка.

Когда после применения санкций решалось, что делать с опасными минеральными удобрениями в Вентспилсе или Рижском порту, возможность избавиться от них, не нарушая режим санкций, появилась благодаря распоряжению Государственной службы среды о потенциальной опасности для окружающей среды. Но в этот раз ведомство ничего подобного делать не планирует.

"Конечно, нахождение судна недалеко от берега ухудшает качество среды, когда сжигается горючее. На судне образуются сточные воды, которые трудно проконтролировать, но на борту нет опасного для среды груза. Поэтому у общества нет оснований для тревоги, а потому и Государственная служба среды не вмешивается", - говорит директор Государственной службы среды Элита Баклане-Ансберга.

Над решением, что делать с судном и грузом, уже многие месяцы работают не менее пяти учреждений - Министерство иностранных дел, Государственная служба среды, Комиссия по рынку финансов и капитала, Служба госдоходов и Управление Рижского свободного порта.

Но конкретных сценариев все еще нет - как и прогнозов, когда таковые могут появиться.

Случай с Asian Majesty является одним из сложнейших, который сейчас приходится решать Латвии в контексте санкций. Ни судно, ни груз не принадлежат зарегистрированным в Латвии предприятиям. У них тут нет банковских счетов. И они не особ хотят сотрудничать, признают представители разных учреждений. Простой судна уже мог обойтись в миллионы долларов. А в Службу госдоходов с жалобой обратился его владелец.

"Дополнительные сложности создает то, что связь с владельцами судна и груза очень сложная. И до сих пор не было конструктивной реакции, например, на информацию коллег из таможни, что груз можно было бы выгрузить в любом порту Евросоюза, где это технически возможно. Тогда груз был бы заморожен, а судно могло отправляться дальше. Есть множество компонентов, которые очень осложняют всю процедуру", - признала Кристине Лице.