Исследование: каждая четвертая латвийская женщина и каждый пятый мужчина пережили насилие
фото: Pexels.com
Иллюстративное фото
В Латвии

Исследование: каждая четвертая латвийская женщина и каждый пятый мужчина пережили насилие

Otkrito.lv

Каждая четвертая женщина и каждый пятый мужчина в Латвии были жертвами физического и/или сексуального насилия - чаще всего со стороны мужчин, выяснило Центральное статистическое управление (ЦСУ), которое в 2021-м впервые провело большой опрос жителей на эту тему, рассказывает передача "Домская площадь" на Латвийском радио 4.

В исследовании ЦСУ, в котором использовалась единая методология европейского статистического бюро Eurostat, участие приняли 6 300 человек в возрасте от 18 до 74 лет. Оно, в частности, показало, что 25,1% женщин и 19,5% мужчин, будучи взрослыми, становились жертвами физического или сексуального насилия, пишет rus.lsm.lv.

«Респондентам задавались конкретные вопросы о конкретных формах насилия. Например, бил ли их кто-то, обливал ли кислотой, угрожал, бил ножом и так далее. Люди отвечали "да" или "нет" — на основании их ответов мы произвели расчет», — вкратце описывает методику подсчета представитель ЦСУ Калвис Окманис.

Один из важных выводов: насилие часто исходит от интимных партнеров. «Цифры говорят о том, что [почти] каждая третья женщина испытала на себе физическое, психологическое, сексуальное насилие со стороны партнера или комбинации этих видов насилия.

15.4% женщин пострадали от физического насилия в партнерских отношениях, 4.4% — от сексуального насилия», — делится К. Окманис наблюдениями. Что касается мужчин, то чаще всего они сообщают о психологическом насилии со стороны партнера: его жертвами стали 17,1% опрошенных, при этом 3,4% пострадали от сексуального насилия.

«Важно отметить, что женщины чаще всего страдают от повторного насилия в отношениях — в этом признались 14,1% респондеток. В то же время из мужчин с этим сталкивались только 2.6% опрошенных. [...] 37.4% респондентов указали, что страдали от физического и эмоционального насилия со стороны родителей», — продолжает Калвис Окманис.

«Особое внимание хотелось бы обратить на высокие показатели сексуального насилия и повторного физического насилия. Как эксперты мы понимаем, что повторное физическое насилие и сексуальное насилие влекут за собой серьезные угрозы для жизни. Уже известны многие случаи убийств женщин, которые совершили их сожители. Это тот показатель, на которой нужно обратить внимание», — комментирует данные ЦСУ руководитель центра Marta Илута Лаце.

Она отмечает, что у нас в стране о насилии по-прежнему официально заявляют куда реже, чем следовало бы и что, возможно, отчасти это связано с тем, как работают ответственные органы.

«Доступная мне информация свидетельствует о том, что чаще всего мужчины и женщины рассказывают о случаях насилия своим близким, и только 26% обращаются в полицию. И это тоже показатель. Мы стараемся ввести необходимые инструменты, механизмы, улучшить закон и работу полиции. Но обращений в полицию очень мало. И, судя по опыту некоторых женщин, даже несмотря на законодательные нововведения, полиция не всегда им следует и не претворяет в жизнь.

Не получив поддержки в первый раз, жертва насилия больше не сможет доверять полиции и обращаться к ней во второй раз уже не будет»,— подчеркнула И. Лаце.

С середины февраля этого года латвийские полицейские получили право при семейных конфликтах с применением насилия оформить охранный ордер без письменного заявления потерпевших и временно выдворить агрессора из жилья. Одна из мер наказания, которая ждет абьюзера после судебного процесса — курсы по снижению агрессии; в прошлом году они стали обязательными.