Общественный активист: важно добиваться, чтобы беженцы трудоустраивались официально
Одно из предложений Союза самоуправлений — постановить, чтобы беженцы из Украины обязательно регистрировались в Госагентстве занятости. Но важно помнить, какова демографическая структура прибывающих в Латвию групп украинцев, заявила в дискуссионно-аналитической передаче «ТЧК» Линда Якобсоне, представитель движения Gribu palīdzēt bēgļiem: большинство их них никогда не смогут пойти работать. Для остальных важна легальная занятость — чтобы пострадавшие от войны люди не поставили себя под новый удар.
«Среди них много женщин с маленькими детьми. Около 5000 человек — пожилые. Конечно, кто-то сможет работать, но не все, естественно. Поэтому надо понимать, что им необходима будет социальная поддержка — и очень продолжительное время. А в отношении тех, кто сможет работать, многое уже сделано, и мы тоже хотим помочь беженцам, передаем информацию Госагентства занятости. Есть много успешных инициатив, из последних — только что, на прошлой неделе чрезвычайно успешно состоявшаяся биржа вакансий, она показала, что более 100 человек были готовы принять предложенные вакансии. Опыт других самоуправлений показывает, что можно делать больше, надо создавать больше таких возможностей! На наш взгляд, первое, что важно — это пособие в 500 евро (по трудоустройству): заключается договор, и об этом нужно больше говорить, потому что люди мало знают, а это мотивирует человека входить на рынок труда. И второе — это исключает вероятность, что он работает нелегально, потому что, конечно, пособие можно получить, только если заключен легально договор найма. Мы со своей стороны хотим помочь беженцам, мы побуждаем их искать работу, но нужно быть полностью уверенными, что человек трудоустраивается официально», - говорит Линда Якобсоне.
Научный сотрудник центра Providus Иева Раубишко отметила: конечно, в Латвии существует рынок нелегального трудоустройства, и можно предположить, что на него попадет и часть украинцев — либо уже попали туда до войны, например, трудились в строительстве, пишет rus.lsm.lv. «Как с этим бороться? Одно из решений, действительно — единовременная поддержка в 500 евро. Мне это кажется хорошим стимулом. И чем больше мер по официальному трудоустройству будет организовано, тем меньше люди будут пытаться устроиться на работу нелегально. Ведь это делает их еще более уязвимыми!»
В Латвии, кроме того, необходимо считаться (и тоже по причине демографического состава беженцев) и с рисками торговли людьми для этой уязвимой группы, предостерегает Раубишко. «Неправительственные организации и ООН уже приняли меры, распространяли информацию, пытались говорить о таких рисках. Такие риски имелись и тогда, когда частными лицами предлагались квартиры, жилье украинкам. Там бывали разные люди, и мы даже слышали известия, что были разные неприятные инциденты. Решение таких проблем возможно также через официальные сайты, официальную систему регистрации жилья [для беженцев], но невозможно ожидать, что мы совсем избежим этого риска», — сказала Раубишко.
Гунта Виксне, глава общества Patvērums Drošā māja, рассказала, что украинцы получают достаточную юридическую и информационную поддержку в Латвии, и сейчас они обращаются уже с более детальными вопросами, например, об открытии собственного бизнеса. Но есть и чисто практические моменты, совершенно новые и незнакомые для них: «Много спрашивают об авто. Не знают, что обязательно ездить со всегда включенным ближним светом, например. Или что тонированные стекла у нас в стране запрещены — а им в Украине так ездить было вполне привычно. Да, это те вопросы, о которых социальные менторы рассказывают. Все достаточно элементарные вещи. Но со стороны государства, думаю, все-таки достаточна юридическая поддержка».
Во время передачи в студию прислали вопрос: женщина из Украины уже работает и хотела бы изучать латышский, но на бирже труда берут на курсы только безработных — как же ей получить поддержку в изучении госязыка, в таком случае?
Гунта Виксне рассказала, что Фонд общественной интеграции в начале июня предоставит результаты нового конкурса, и у беженцев появится возможность учиться латышскому — не только в Риге, но также во всех регионах. Длительность курсов составит 120 часов.