Беженка из Украины - о войне, переезде в Даугавпилс и людской поддержке
фото: из личного архива
Аксения Карпачева
В Латвии

Беженка из Украины - о войне, переезде в Даугавпилс и людской поддержке

Otkrito.lv

С Аксенией Карпачевой, беженкой из Киева, корреспондент портала nasha.lv встретился в актовом зале школы, куда мамы юных хоккеистов, прибывших в Даугавпилс, пришли на встречу с представителями Управления образования.

Вот ее рассказ:

"Все собравшиеся в зале женщины время от времени отвлекаются от встречи и с беспокойством смотрят в свои телефоны: ждут весточки от близких оставшихся там, на войне, в Украине.

...Я - дважды беженка. Я уже дважды бежала от войны. Сначала - из Донецка, а теперь вот из Киева.

Мы с мужем родились в Донецке. Там же родился наш сын. Там мы работали, учились, развивались, жили. Всё было там, и было замечательно. Донецк - прекрасный город, в нем живут замечательные люди. Там построили огромный футбольный стадион, новый аэропорт. Серьезную реконструкцию прошел железнодорожный вокзал. Очень много строилось. Жизнь кипела.

Донецк в свое время не так пострадал от бомбежек, как сейчас Харьков, который за две недели войны просто смели, превратили в груду развалин. Это две истории, две эти войны разные: та, в Донеце и эта. Единственное, что их объединяет - это Путин со своим маниакальным стремлением «освободить» народ Украины. В Донецке тогда все происходило по-другому. Да, больно, обидно, опасно, с человеческими жертвами. Но сейчас все иначе: в разы более жестоко, бесчеловечно.

У нас очень большой процент людей тогда в Донецке поддерживал Украину и никто не ожидал вторжения. Никто не был готов к тому, что в твой город придут вооруженные люди. Конечно, больше страдали живущие на граничащих с Донецком территориях. Там стало очень опасно, стали пропадать люди - их по сей день так и не нашли. Если кто-то не успевал до комендантского часа домой, то их новые власти задерживали, бросали в подвалы - очень многие погибали там.

В Донецке, в ДНР есть и нормальные люди, адекватные. Но ты не знаешь, чего ждать от человека с оружием. Ты не знаешь, к кому идти за помощью, потому что как таковой власти, которая должна защищать своих жителей, там просто нет. Сказать, что там сейчас творится беззаконие - это ничего не сказать. Но люди приспособились, живут и там...

Но мы в ТОМ Донецке своего будущего не видели, поэтому приняли решение уехать: хотели мирного, светлого будущего для себя и своего ребенка. Мы уехали в Киев. Мы с мужем по профессии архитекторы. В Киеве я возглавляю проектный отдел, в который собрала очень сильных коллег-архитекторов. Я сейчас по ним безумно скучаю, мы каждый день переписываемся. Наша команда занимается самыми разными проектами по всей Украине: это и проектирование жилых домов, культурно-оздоровительных комплексов, благоустройство парков и реконструкция зданий. Строительство в нашей стране развивалось, это был настоящий строительный бум.

И вся эта архитектурно-строительная громада ждет сейчас завершения войны, чтобы начать процесс возрождения и восстановления Украины.

Сейчас мой муж, как и все мужское население, остался в Киеве защищать свою страну. Он сейчас охраняет наш дом и район, помогает чем может, подвозит продукты. Мы постоянно на связи. Я очень переживаю за него. Российские войска все ближе и ближе к Киеву, все больше мирных граждан страдает, бомбят все подряд, не разбирая: военные это объекты или жилые дома, больницы и школы. Люди пытаются эвакуироваться, кто-то на машинах, а некоторые просто пешком идут с тем, что успели собрать. А их расстреливают. Вместе с их детьми, с их животными. Всех, без разбора. Даже в страшном сне я такого себе не представляла.

Нам с сыном помогла уехать из Киева хоккейная организация: они нас скоординировали, всех собрали на ж/д вокзале, выкупили нам билеты на поезд, которые и не понадобились. Сейчас там никто не ездит по билетам: кто первым заскочил в вагон, тот и поехал.

Буквально перед нашим выездом был обстрел вокзала. Это очень страшно. Потом я прочла, что на нас полетели только осколки сбитой российской ракеты. Если бы ее не сбили, то меня бы сейчас здесь не было. Ужасно, что обстреливали именно вокзал с мирными жителями.

Им пришлось все оставить: в Доме конгрессов в Риге открыли центр поддержки беженцев из Украины

Попасть в свой вагон поезда было настоящим и жестким квестом. До вас мы добирались долго, двое суток. Нам пришлось пересечь почти половину Украины. Во Львове нас очень тепло встретили, покормили, дали отдохнуть немного. Мы дождались ребят, которые добирались к нам своим ходом, а потом очень долго стояли на польской границе: там просто огромное количество людей. Мы-то были на автобусе, а очень многие с детьми, домашними животными просто на улице стояли, а там мороз... Поляки очень поддерживали нас: жгли костры, чтобы люди согрелись, готовили там горячую еду, предлагали чай.

Очень трогает, что все к нам относятся с участием. В Даугавпилсе нас приняли очень тепло: окружили вниманием и заботой. Я очень переживала за сына - не знала, как он все это перенесет, и трудную поездку, и новую команду. Ему 14 лет, а в хоккей играет уже с 5 лет. Буквально перед войной в Донецке построили отличный новый каток, куда мы ходили где-то 1,5 года. Пока не уехали.

Сыну очень понравилась ваша хоккейная команда. Все наши мальчишки отметили, как здорово их тут встретили, какие у вас позитивные и добрые ребята. Очень понравился и тренер - он у вас с изюминкой, а тренировочный процесс преподносит с чувством юмора и в игровой манере. Несмотря на то, что они, в принципе, уже довольно взрослые, им это очень нравится. Домой после тренировок «приползают» чуть живые, но очень довольные. А я и рада, что их так там гоняют: не останется времени на грустные мысли и всякие глупости, ведь переходный возраст даже война не отменяет.

С Даугавпилсом уже немножко познакомились: ваша украинская диаспора для нас организовала экскурсию в Крепость. Понравилось, но было в тот день очень уж холодно, так что многие убежали домой, в гостиницу. Представители Красного Креста показали нам, как пройти в центр, где находятся банкоматы, почта. К сердечку вашему подвели.

Такое участие к нам проявляют, так помогают буквально все: от самоуправления и организаций до простых людей. Нам несут и одежду, и продукты. Социальный работник приходила к нам, помогала заполнять анкеты и предложила взять свой номер телефона для дальнейшей координации действий. Вечером 8 марта пришла нас поздравить с цветами. Это так трогательно.

Мы решили, что сын будет учиться онлайн, потому что у него выпускной, 9-й, класс и ему необходим документ об окончании основной школы. Больше года назад, еще в Киеве, учитывая долгую историю с коронавирусом и многочисленными тренировками, сына перевели на онлайн-обучение.

И вот, смотрите, мне пишут, что в 15:47 в Киеве снова объявлена воздушная тревога..."