Почему эстонские инвесторы шутят про латвийских, и кто бы купил airBaltic
В Эстонии инвесторы - самые активные, и их больше, чем в Латвии - этот известный факт снова подтвердился во время осенне-зимнего "сезона IPO", когда на биржу вышли 7 компаний, среди которых и две латвийские (Delfin Group и Virši-A). Судя по результатам, можно предположить: если, как планируется, через несколько лет на биржу выведут airBaltic (не говоря о более интересных и прибыльных предприятиях) - велика вероятность, что главными покупателями акций опять будут эстонцы.
Когда в ноябре на фондовый рынок пришел торговец топливом Virši-A, выяснился интересный факт. Акции компании купили десять тысяч инвесторов (и это рекорд постприватизационного периода в Латвии), пишет rus.lsm.lv. Оказалось, что каждый второй из них (5,1 тысячи) из Эстонии, хотя эта сеть АЗС — сугубо местный игрок, в Эстонии у нее ни одной заправки не было, нет, и не планируется. Латвийцев участвовало тоже немало, но все же меньше — 4,7 тысячи.
На эстонском форуме инвесторов после оглашения результатов шутили: «Представьте себе ситуацию, что основными акционерами Elmo Rent или Saunum (маленькие компании, недавно вышли на Таллинскую биржу, — С.П.) были бы латыши». Это и правда смешная шутка — хоть и понятная только тем, кто давно торгует акциями в Балтии: представить «нашествие латвийцев на Таллинскую биржу» без смеха вряд ли возможно.
А такая же ситуация, но наоборот, — когда во время IPO латвийских компаний основными покупателями акций становятся эстонцы — обычное дело, привыкли, вариант нормы.
От Madara до Virši-A
Уже много лет говорится, что Латвия по степени вовлеченности населения в инвестирование на фондовом рынке — самая неразвитая страна Балтии, а северные соседи — явные лидеры. Вот как это выглядит на практике.
Первичных предложений акции в Латвии не случалось более десяти лет, пока в 2017 году первопроходцем не стала Madara Cosmetics — на тот момент еще небольшой местный производитель косметики, продукция которого в Эстонии если и продавалась, то минимально (главными рынками сбыта были и остаются по сей день Латвия и Финляндия).
Madara намеревалась выпустить акции на сумму от 3 до 3,3 млн евро, но спрос со стороны инвесторов оказался в 2,5 раза больше. Покупателей из Латвии набралось около 400, чуть более половины от общего числа. Правда, если считать не по головам, а по деньгам, то вложить латвийцы были готовы лишь 650 тысяч евро (8,5% от совокупного спроса). Для сравнения: инвесторов из Эстонии было чуть меньше, чем из Латвии, но в денежном выражении соседи обеспечили 40,5% от всего спроса (превысившего предложение). То есть, одного только их интереса хватило бы на выкуп всей 3-миллионной эмиссии целиком.
Следующим в октябре 2021 года на биржу вышла Delfin Group, компания потребительского кредитования и владеющая крупнейшей в стране сетью ломбардов. Работает только в Латвии, расширяться на других рынках пока не планирует. На фондовом рынке планировалось привлечь до 12,7 млн.евро, но спрос со стороны инвесторов оказался ниже, — 8,1 млн. При этом акции купила 1,1 тысяча латвийцев (на 2,9 млн евро). Эстонцев было 4,5 тысячи, — в четыре раза больше (вложили 4,8 млн евро).
(Тут надо уточнить два момента. Первый: в Эстонии в это же время происходило гораздо более популярное мероприятие — IPO энергетической компании Enefit Green, что наверняка снизило интерес к происходящему у нас. И второе: когда мы говорим о купивших акции сотнях или тысячах инвесторов, подавляющее большинство из них — это именно жители, частные лица. И тут можно делать выводы о том, в какой стране активных инвесторов больше. Но не о том, жители какой страны вложили больше денег: эту картинку будут искажать участвующие в IPO институциональные игроки, в том числе пенсионные фонды.)
Последней на местную биржу в ноябре вышла Virši-A. Это первый и пока единственный случай, когда латвийцы опередили эстонцев если не количественно, то по объему инвестиций (числу купленных акций), сообщили в компании. И, судя по ряду признаков, это первый со времен приватизации случай, когда акционерами в массовом порядке стали не столько биржевые игроки, сколько обычные жители.
Руководство Virši-A прямо говорило, что компания старается расширить круг не просто акционеров, а лояльных клиентов, — поэтому акцент был сделан на программу лояльности. «Инвестор, который приобрел не менее 100 акций (на 449 евро — С.П.), получит скидку в размере 7 центов за литр топлива и 30% скидку на закуски, кофе, а также средства по уходу за автомобилем, жидкость для лобового стекла и автомойку», — сообщали в компании. В итоге даже на местном трейдерском форуме предложение Virši-A больше оценивалось именно в контексте скидок, а не, например, дивидендной политики — и там же рассказывали про знакомых, которые «никогда акциями не интересовались, а теперь спрашивают про Virši».
Кстати, это второй в Латвии (и крайне редкий в мировой практике) случай, когда жителей мотивируют стать акционерами при помощи нетрадиционных бонусов, скидок или подарков. Такой прием в 2017-м уже использовала Madarа: все, кто тогда купил не менее 25 акций (на тот момент — по 6,25 евро за штуку), дважды в год, весной и осенью, бесплатно получают «набор инсайдера» — посылку с новыми продуктами компании стоимостью около 30 евро. Впоследствии для новых акционеров, которые покупают ценные бумаги на бирже, планку повысили: нужно уже 50 акций, — по нынешнем биржевому курсу это около 1,3 тыс евро.
Балтия: нас там почти нет
А вот несколько примеров того, какие предприятия выходили на биржу в других странах Балтии – и сколько латвийцев покупали их акции.
В 2019 году на эстонскую биржу выходит маленький местный банк Coop Pank. К удивлению экспертов, акции купили аж 11 тысяч эстонцев, — и лишь 74 инвестора из остальной Балтии (впоследствии акции вырастут почти в 4 раза).
В 2020 году на литовскую биржу выходит энергетическая компания Ignitis, контрольный пакет которой принадлежит государству. Из Латвии наберется 300 инвесторов. Эстонцев — 1836. Литовцев — 4691 (акции в этом году все еще стоят дешевле, чем во время IPO).
В октябре 2021 — самая долгожданная в Эстонии приватизация за последние 20 лет: предлагаются акции энергетической компании Enefit Green, в том числе всем частным лицам в странах Балтии. На эстонском инвестиционном интернет-форуме трейдеры рассказывают о наблюдениях во время подписки: в отделениях банков — очереди, так как многие хотят открыть счет ценных бумаг (он необходим для покупки акций), но не могут дозвониться, все время занято.
Многие говорят своим супругам, родителям и прочим родственникам, чтобы те тоже купили акций. Особо активные приходят в банк со свидетельствами о рождении своих несовершеннолетних детей, чтобы открыть им счета — и тоже купить акций Enefit Green (эстонские инвесторы шутят: государству следовало предупредить об IPO хотя бы за 9 месяцев, чтобы семьи успели подготовиться).
Семейный ажиотаж объясняется просто. Условия IPO были составлены так, чтобы получить хотя бы небольшую долю в Enefit Green могло максимальное число людей, — поэтому заранее ввели лимит: по возможности будут удовлетворены заявки всех частных инвесторов из Балтии в объеме до 1000 акций в одни руки. Если останется больше — поделят на всех пропорционально (к институциональным покупателям это ограничение не относилось). В итоге подписки выяснилось: продано акций на сумму 175 млн евро, более половины этой суммы (55%) вложили именно частные лица. Так как спрос превысил предложение в несколько раз, до 1000 акций (по 2,9 евро) «в одни руки» удалось обеспечить всем желающим, а те кто хотели купить больше (таковых было около 20%) — получили те же 1000 ценных бумаг, плюс 5,5% от превышения объема заявки.
А теперь про число участников. Только частных лиц, без фондов, — 60 335 человек — это самое массовое IPO в Балтии за всю историю. Подавляющее большинство — эстонцы. Из Латвии — около 1,4 тысячи человек, сообщили Rus.LSM.lv в компании. Из Литвы тоже немного — около 1,9 тыс. Трейдеры снова шутят: Наконец, в Эстонии построят футбольный стадион нормального размера, чтобы Enefit могла проводить общее собрание своих акционеров.
Судя по недавно опубликованным данным, массовый интерес к Enefit Green, акции которой приобрели около 5% жителей страны, стал главной причиной роста «инвестиционного сообщества» в Эстонии. Год назад на Таллинской бирже было зарегистрировано 43 тысячи инвесторов, а в начале 2022 года их было уже вдвое больше — 89 тысяч.
Кто купил бы «наше все»
В Латвии правительства на протяжении многих лет обсуждают вывод принадлежащих государству предприятий на биржу — эту идею поддерживали в том числе многие министры, руководство Комиссии по рынкам финансов и капитала (КРФК, FKTK) и финансисты. Аналогичные советы звучали и со стороны международных доноров Латвии после кризиса 2008 года.
В 2017 году 67% опрошенных SKDS жителей Латвии одобрили идею котировать крупнейшие принадлежащие государству предприятия на бирже (с сохранением за государством контрольного пакета) — чтобы у каждого жителя была возможность стать акционером этих компаний.
Судя по недавнему опыту соседей, такой ход мог бы привлечь на биржу даже не тысячи, а десятки тысяч рядовых латвийцев. С другой стороны, — и тоже судя по опыту, — это еще вопрос, жители какой страны в случае гипотетического IPO Latvenergo или Latvijas valsts meži скупили бы большую часть акций.
Кто планирует идти на биржу
Пока наиболее конкретные планы — выйти на биржу в конце второго квартала этого года – у управляющего пенсионными накоплениями Indexo, который намерен получить банковскую лицензию, и расширить спектр услуг. Ранее сообщалось, что в 2023-2024 году возможна продажа на бирже акций airBaltic.
Еще 6 малых и средних предприятий намерены разместить свои акции на местном фондовом рынке до конца 2023 года — Rīgas Krēslu Fabrika, Velo Sock, APF Holdings, Kinetics Nail Systems, SMW Group и A-birojs.