KNAB обвиняет бывших членов правления LDz в причинении ущерба на сумму 1,5 млн евро
фото: LETA
В Латвии

KNAB обвиняет бывших членов правления LDz в причинении ущерба на сумму 1,5 млн евро

LETA

В понедельник Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) обратилось в прокуратуру с просьбой о привлечении к уголовной ответственности четырех бывших членов правления ГАО Latvijas dzelzceļš (LDz) за возможное злоупотребление служебным положением, которое привело к серьезным последствиям - убыткам в размере 1,5 млн евро, сообщило БПБК.

В ходе досудебного расследования БПБК было доказано, что бывшим должностным лицам правления LDz удалось создать новый исполнительный орган для получения значительно более высокого должностного вознаграждения, премий и надбавок, которые уже были начислены и выплачены за исполнение других обязанностей.

Как уже сообщалось, это расследование связано с тем временем, когда председателем правления LDz был Эдвин Берзиньш. Тогда в LDz был создан президентский совет, признанный Конституционным судом незаконным, однако этот совет так и не был упразднен.

Президентский совет LDz просуществовал девять лет, с сентября 2010 года по октябрь 2019 года. На это подразделение были искусственно возложены функции правления капитального общества, то есть обязанности президентского совета уже входили в компетенцию правления капитального общества, за работу в котором выплачивалось вознаграждение. 17 октября 2019 года правление LDz приняло решение о прекращении деятельности президентского совета.

Во время существования президентского совета до 2015 года председателем правления компании был Угис Магонис, а с 2016 по 2019 год - Берзиньш, являвшийся членом правления LDz с 2011 года.

Во время существования президентского совета с 2008 по 2019 год в состав правления компании входили также Айвар Стракшас, с 2016 по 2020 год - Айнис Стурманис, а с 2011 по 2019 год - Эрик Шмукстс. 

В мае 2019 года министр транспорта Талис Линкайтс выразил недоверие Берзиньшу, Стракшасу и Стурманису. В августе были прекращены трудовые отношения с Берзиньшем и Стракшасом, а Стурманис ушел с должности в апреле следующего года.

Как заключил Государственный контроль в 2020 году, с момента создания президентского совета все зарплаты, выплаченные его членам, выплачивались необоснованно, поскольку возложенные на членов совета обязанности входили в компетенцию правления, члены которого уже получали соответствующее вознаграждение. Таким образом членам совета было необоснованно выплачено вознаграждение в размере 1,63 миллиона евро в качестве заработной платы и компенсации при увольнении, что также идет в разрез с требованием закона "О предотвращении растраты финансовых ресурсов и имущества публичного лица" о законном и целенаправленном распоряжении средствами капитального общества.

В соответствии с регламентом работы совета бывшим руководителям Latvijas dzelzceļš могла быть выплачена крупная компенсация, когда в середине 2019 года с ними были расторгнуты трудовые отношения. Согласно декларациям о доходе, поданным должностными лицами в Службу государственных доходов, при расторжении трудового договора Берзиньш получил компенсацию в размере 250 000 евро, а член правления Айвар Стракшас - в размере 200 000 евро.

В начале 2020 года министр сообщения Талис Линкайтс обратился с заявлением в Генеральную прокуратуру, которая возбудила уголовное дело, а досудебное расследование было поручено БПБК. Тогда Линкайтс сообщил порталу Lsm.lv, что Министерство сообщения обратилось в правоохранительные органы в связи с размером компенсации, выплаченной Берзиньшу и Стракшасу.

В ходе досудебного расследования выяснилось, что в период с 1 января 2013 года по 18 августа 2019 года бывшие должностные лица, возможно, злоупотребляли служебным положением в корыстных целях и незаконно получали дополнительный доход за исполнение своих прямых обязанностей.

В результате преступной деятельности, осуществляемой должностными лицами на протяжении почти шести лет, Latvijas dzelzceļš причинен имущественный ущерб в размере 1 553 896,83 евро.

Теперь прокуратура Рижского окружного суда как инициатор процесса должна принять решение о предъявлении обвинения