"Это оружие, а не люди": журналист об отношении Варшавы к мигрантам на границе
Александр Лукашенко с лета шлет на границы сопредельных стран ЕС потоки иракцев, афганцев, жителей стран Африки. Вероятно, сейчас он пошел ва-банк, направив к Польше большую группу таких иностранцев. Польские же власти смотрят на них лишь как на гибридное оружие, а не на людей, и относятся соответственно. Уже известно, что среди мигрантов есть жертвы. Но что там на самом деле происходит, информации мало, так как СМИ в зону чрезвычайного положения не пускают, рассказала Елена Бабакова, журналист портала Krytyka Polityczna передаче «Подробности» на Латвийском радио 4.
«Мы видим, что у Лукашенко нервы сдают. Что несмотря на вот это вот давление на европейские страны, никто санкции против Беларуси не сворачивает. При этом не будем испытывать иллюзий: Беларусь, как и Россия, как и Украина — это достаточно закрытое консервативное, постсоветское, ксенофобское общество. Поэтому присутствие на территории страны большого количества афганцев, иракцев, граждан Черной Африки (части Африки южнее Сахары, — Rus.LSM.lv), которых специально туда завез Лукашенко, напрягает белорусов. Это уменьшает и без того маленькую поддержку Лукашенко. Поэтому Лукашенко, видимо, решил разыграть последнюю козырную карту, попробовать всех приехавших в Беларусь людей направить на границу и посмотреть, что будет дальше», — прокомментировала Елена Бабакова информацию о том, что к границе Польши движется большая группа мигрантов, и облетевшие соцсети соответствующие кадры.
Польша столкнулась с притоком идущих со стороны Беларуси людей из упомянутых стран и регионов летом, вскоре того, как Литва перекрыла свою границу. Официальная же Варшава 2 сентября объявила чрезвычайную ситуацию на границе и изначально стала рассматривать этот спровоцированный Минском миграционный кризис исключительно как гибридную атаку. «Они приняли такую точку зрения на этот кризис, что это не миграционный кризис, не гуманитарный кризис — это война, гибридная война. А раз это война, то решения должны приниматься в духе военного времени. Это не люди, это только так называемая демографическое оружие. А что надо сделать с оружием? Оружие надо разоружить, уничтожить и вытеснить», — описывает он подход польских властей.
Сотни мигрантов пытаются перейти границу Беларуси с Польшей
Возможно, решимости им придает то, что одновременно происходит несколько сложных для Польши процессов: протесты из-за фактически запрещающего аборты законодательства (поводом для выступлений послужила смерть беременной женщины, которой не помогли врачи), ухудшение отношений с Брюсселем, растущая инфляция. «Но как это часто бывает, в непростых ситуациях для консерваторов и популистов лучший метод — это продемонстрировать силу. Так что я думаю, что нас в ближайшие сутки ждёт много драматичных кадров с границы, много силовых решений», — прогнозирует Е. Бабакова.
Собственно, силовые решения использовались и до сих пор: каждый день десятки и сотни людей пытаются перейти границу, а к ним применяется практика пушбэков — то есть в буквальном смысле слова выпихивания обратно на границу. Причем, как отметила собеседница Латвийского радио 4, нередко это все происходит не у самого рубежа, а когда люди уже проникли вглубь польской территории на несколько километров. «То есть это реально такое вот силовое выкидывание обратно на границу. Опять же часто — женщин, беременных женщин, детей. Мы уже знаем про случай, когда одна из женщин умерла в такой ситуации», — сообщила она. «Есть теория, что Лукашенко такими действиями хочет скомпрометировать Европу именно в плане имиджа. Мол, смотрите, вы мне за то, что я луплю оппозицию, вводите санкции, а смотрите, как вы сами себя ведёте, когда вы оказываетесь в окружении людей, которых вы по разным причинам у себя видеть не хотите», — рассуждает журналист.
Всего же, по ее словам, известно по крайней мере о десяти смертях на польско-белорусской границе. Хотя что там и как происходит на самом деле, не очень-то известно. Дело в том, что, как отметила Е. Бабакова, информация о ситуации там доходит или в виде кадров, слитых в соцсети белорусскими силовиками, или в виде каких-то сведений от польских пограничников, которые тоже не независимы. Журналистов же туда польская сторона не пускает, и агентство ЕС по безопасности внешних границ Frontex не зовет, хотя штаб-квартира агентства находится в Варшаве.
Литовские пограничники борются с потоком иммигрантов и контрабандой из Беларуси
«В Польше есть куча опытных военных корреспондентов. Я знаю несколько журналистов, которые до сих пор освещают ситуацию в Афганистане на месте. То есть это компетентные люди, которые туда едут и выполняют свою работу. Но вот в зону чрезвычайного положения Министерство внутренних дел их не пускает, потому что, говорит, это слишком опасно для жизни и СМИ там сейчас делать нечего. И мне кажется, что это тоже большая проблема в этой ситуации. Там нет никакого независимого мониторинга, нет не ангажированных организаций или СМИ, которые бы могли осветить эту ситуацию не с точки зрения белорусской власти, не с точки зрения польской власти, а с точки зрения такого вот независимой, нейтральной стороны», — констатировала журналист портала Krytyka Polityczna.
В Латвии за девять месяцев этого года запросили убежище уже более 500 иностранных граждан. 450 — лишь за последние два месяца. Это рекордные показатели.
Давление нелегальной миграции из Беларуси сохраняется, сообщил на заседании комиссии Сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции глава Погранохраны Гунтис Пуятс в конце октября. По его словам, в соседнем государстве организовано новое воздушное сообщение со странами Ближнего Востока.
В связи с обострением обстановки на границе с Республикой Беларусь в Латвии введен режим чрезвычайной ситуации в приграничных краях.
19 октября правительство продлило ЧС на приграничных территориях до 10 февраля 2022 года.