Глядя на "айсберг коррупции" на Даугаве, латвийцы с иронией назвали его "бутафорией и театром абсурда"
С конца октября в Даугаве плавает начавший уже желтеть объект уличной рекламы - это послание Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) к общественности. Часть общества, которая, глядя на этот объект, должна осознавать негативные последствия коррупции, иронизирует, называя его "плавающие бутафорией и театром абсурда".
"Айсберг коррупции" - часть социальной кампании KNAB. В ходе публичной закупки право на реализацию кампании получила ООО Sparta Media. Общая сумма контракта составляет 145 115,39 евро (включая НДС), и эта сумма поделена на 2 части, пишет BB со ссылкой на Neatkarīgā. Менее половины суммы или 71 710,95 евро было инвестировано в разработку и реализацию креативного решения для кампании. Эта позиция включает создание и размещение "айсберга", а также создание визуальных, видео и аудиоматериалов кампании, в том числе материалов для коммуникации в социальных сетях. Вторая часть суммы - 73 404,44 евро - предназначена для размещения рекламных материалов в интернете и в СМИ.
В то же время, KNAB указывает, что кампания является частью двухлетнего проекта «Поддержка создания системы оповещения в Латвии», и деньги на реализацию этого проекта были получены из грантов Европейской экономической зоны “Международное сотрудничество полиции и борьба с преступностью”. "Коррупция является уголовным преступлением, однако она не прекращается в тот момент, когда имело место взяточничество или другие коррупционные действия и виновные предстали перед судом. Это лишь видимая часть айсберга коррупции. Невидимая часть айсберга коррупции гораздо глубже и затрагивает не только тех, кто вовлечен в коррупцию, но и косвенно влияет на всех нас как на общество. Айсберг коррупции глубок, и каждый случай взяточничества или других проявлений коррупции, если он остается незамеченным, не расследуется, причастные к нему люди не получают адекватного наказания, увеличивает эту невидимую часть айсберга. В то же время это лишает каждого из нас как жителя Латвии возможности жить лучше», - подчеркивает руководитель KNAB Екаб Страуме.
KNAB указывает, что одной из основных причин существования коррупции является общественная терпимость, которая может проявляться как в прямой поддержке коррупционной деятельности, так и в безразличии, например, в том, что человек не сообщает, когда у него есть информация о возможной коррупции. Опрос общественного мнения, проведенный KNAB весной этого года, показал, что 34% опрошенного населения сообщили бы KNAB, если бы столкнулись с коррупцией. При этом 30% не сделали бы этого, а лишь рассказали бы своим родственникам и знакомым, что мешает правоохранительным органам эффективно бороться с коррупцией.
Плавающий на Даугаве айсберг
“Айсберг коррупции” будет находиться в Даугаве до конца социальной кампании KNAB, то есть до Международного дня борьбы с коррупцией, который отмечается во всем мире 9 декабря. KNAB призывает население посмотреть на “айсберг коррупции”, соблюдая установленные в стране меры эпидемиологической безопасности. При этом KNAB напоминает, что целью социальной кампании является повышение осведомленности общественности о негативных последствиях коррупции и снижение терпимости населения к коррупции.
“Айсберг коррупции” не остался незамеченным обществом. Так, адвокат Артур Звейсалниекс одним из первых выразил в Twitter свое возмущение. Он указал, что не понимал, как руководство KNAB могло принять и выделить деньги на такой объект уличной рекламы. Политик Дайнис Лиепиньш также раскритиковал айсберг: «Еще одно подтверждение того, что главы существующей государственной власти и ее органов – из «другого мира»».
«Фактически, это сигнал для общественности, что борьба с коррупцией - это плавающая бутафория и театр абсурда. Да, видя эту пластиковую кучу, коррупция нажмет на тормоза»,
- поиронизировал рекламный эксперт Эрик Стендзениекс.
Другие пользователи Twitter также выразили сомнения, что этот объект сможет что-либо изменить в масштабах коррупции в Латвии. Другие согласились с тем, что этот объект наносит ущерб рижскому ландшафту. Так, Артур Звейсалниекс сомневался, можно ли было вообще запускать в реку такой продукт неизвестного происхождения. «Что это? Если это лодка, значит, должен быть номер и т.д.», - указал он.
«“Айсберг коррупции” больше похож на желтый обгрызанный кусок масла. И
как вы планируете избавляться от этого экологически неблагополучного объекта?»
- спросил Зигурд Стрикис.
В то же время «айсберг коррупции» понравился депутату Рижской думы Лаурису Эренпрейсу, который признал, что, по его мнению, это довольно удачная реклама: "Неплохо. Давно в городской среде не было ничего такого ненавязчивого. Приплыл, заметили, обсудили, и цель достигнута!»