Медиков не хватает на всех: больницы готовы просить о помощи жителей Латвии
Нехватка персонала в больницах уже остра настолько, что некоторые допускают возможность обратиться к широкой общественности и, наверное, это стоит сделать - например, чтобы пополнить ряды санитаров. В более же долгосрочной перспективе решить проблему недостаточных кадров можно только одним способом - увеличить зарплаты врачам и среднему медперсоналу, считают участники передачи "Открытый вопрос" на Латвийском радио 4.
«Мы об этих проблемах [нехватки врачей и медсестер] знаем уже годами, но как-то решение все не находится. Мы знаем, что не хватает анестезиологов-реаниматологов, что очень не хватает операционных сестёр, сестёр для палат, что это вообще большая проблема для Латвии. Эта нехватка нам не позволяет делать столько операций, сколько могли бы делать врачи, потому что нужна команда. Хирург не может делать операцию в одиночку», — описал, в принципе, стандартную ситуацию Янис Гардовскис, заведующий Клиникой хирургии больницы им Страдиня.
Ну а сейчас из-за «ковидной» нагрузки ситуация далеко не стандартная, так что хирурги вынуждены ограничиваться лишь абсолютным минимумом операций, пишет rus.lsm.lv. «Мы сейчас делаем только острую хирургию, неотложную помощь и онкологию. Даже в онкологии очень много что ограничиваем, поскольку анестезиологи, как говорится, уже ушли уже на фронт. Несколько хирургов и средний персонал уже пошли спасать пациентов с Covid-19. Если до этого мы в день делали, может, 12-14 операций, то сейчас от силы две-три», — констатировал гость передачи.
Уже достаточно серьезно обсуждается привлечение в больницы работников медицины из частного сектора, но Марис Ревалдс, руководитель Veselības centrs 4 и председатель правления Ассоциации работодателей сферы здравоохранения, заметил, что таких работников, которые задействованы только в частном секторе, на самом деле не так уж много. Обычно люди заняты в нескольких местах и не редко частные клиники делят персонал с государственными же больницами.
Депутат Сейма Анда Чакша (бывший руководитель Детской клинической университетской больницы и бывший министр здравоохранения) считает, что прямо сейчас помочь больницам можно двумя способами. Во-первых, позволить в этот период врачам работать с «ковид»-пациентами как бы вне рамок, очерченных сертификатом специализации — т. е. чтобы хирург мог этим заниматься, не опасаясь, что его потом за это накажут. Во-вторых, привлечь людей, которые врачами не являются. «Понятно, что на данный момент в больницах нужно очень много санитаров. Очень плохо, если медсестра или врач [в такой напряженной ситуации] должны подавать попить больному. И тут могут присоединиться очень много людей. Просто этот канал подготовить, обучить людей и приглашать поработать», — считает политик.
Но это «аварийные» решения, как и обращение к студентам и негосударственным организациям. А в будущем Латвии необходимо решать вопрос, как восполнить дефицит врачей и, главное, среднего медицинского персионала.
Впрочем, ответ на вопрос «как», похоже, всем хорошо известен. «Все знают, что есть какой-то минимум, за которой люди согласны работать. Если вы зовете строителя, то он говорит свою цену, исходя из цен на рынке. Если его цена не устраивает, он уезжает в Норвегию. То же и в медицине. У нас главная проблема — со средним медицинским персоналом. Значит, надо собраться и поднять зарплату, которую сёстры в среднем хотят, и тогда эта проблема начнёт решаться. Может быть, вернутся сёстры, которые уехали, которые ушли из отрасли, может, кто-то, видя это, пойдет учиться в университет», — говорит Янис Гардовскис.
«За границей при обсуждении работы всегда первый вопрос, с чем будет связана работа, а второй вопрос — сколько вы будете мне платить. И от этого решается, будет человек работать или нет. А мы как-то всегда призываем себе на помощь клятву Гиппократа: мол, медики дали клятву, они должны… А потом, когда речь заходит о зарплатах, особенно у среднего персонала, мы об этом всем как-то забываем», — добавил он.
Янис Гардовскис (в прошлом — ректор Университета им. Страдиня) считает, что ситуация с Covid-19 ясно показала, что надо подтягивать расходы на здравоохранения до европейского уровня – в смысле, что надо увеличивать ту долю бюджета, которая уходит этой отрасли.
Анда Чакша согласна насчет зарплат: «Мы можем говорить очень много хороших вещей про медиков. Но если мы в конце концов не повышаем зарплату, то мы тем самым мы даем оценку этой профессии. Особенно если речь идет о медсёстрах. Если вы говорите, что «вы очень хорошие, мы вас очень любим, но только не повышаем вам зарплату», то очень трудно поверить этим словам. Потому что нет конкретного действия».