Навязчивый поклонник. Можно ли наказать за виртуальное преследование?
«Какое-то время мы дружили, но отношения закончились сами собой… по крайней мере так мне казалось», — рассказывает свою историю Катрина (23). После расставания ее бывший начал преследовать девушку. Феномен навязчивого внимания в Интернете даже получил название — сталкерство. Оказывается, в Латвии на такой вид агрессии управы найти нельзя.
Привлечение полиции лишь ухудшило ситуацию
Люди не замечают, как выкладывают детали своего быта на всеобщее обозрение в Интернет. У нас есть возможность дать информацию, но почти нет никакой возможности контролировать то, как ее используют. После расставания Картины с бойфрендом в его руках оказалось много информации: «Он не оставлял меня в покое. Каждый день заходя в Draugiem.lv, я видела, что он смотрел мой профиль. Думаю, что и на фейсбуке то же самое, и я не сомневаюсь, что он скачивал мои фотографии. Каждый раз, когда я заходила в соцсети, мне приходило письмо от него — бесплодные попытки начать разговор». Она рассказывает, что парень пытался связаться с нею и по телефону. Катрина сменила номер.
Как-то раз он пришел ночью и кричал под ее окнами, требуя внимания. Хватило одного звонка в полицию, чтобы он ушел, но это усилило его напор в интернет-среде. А тут уже полиция помочь не смогла. Девушке посоветовали заблокировать обидчика. «Его настоящий профиль я заблокировала уже давно, но в этом не было особого смысла — уже через пару дней ко мне пришло письмо с другого — незнакомого профиля, который он создал». Вся история закончилась как-то вдруг. Парень однажды просто перестал писать.
Преследование в интернет-среде не наказуемо
Как завладеть контролем над ситуацией? Неужели жертвам подобного преследования остается просто ждать, пока интерес сталкера к ним не остынет? Старший специалист по общественным отношениям Госполиции Томс Садовскис рассказал, что возможности для работы полиции в такой ситуации ничтожны: «Писать письма, смотреть профили в соцсетях, как и другие действия в интернет-среде, не является противозаконным». Он пояснил, что навязчивый интерес к человеку — это не преступление, и обратиться в полицию можно только в том случае, если это перейдет во что-то криминальное: «Каждый случай оценивается индивидуально — коммуникация в соцсетях, звонки по телефону или, например, цветы почтой — не воспрещаются, а вот если вас обещают убить, это, конечно, преступление, и за это положена уголовная ответственность».
Это проблема юристов
Руководитель отдела сетевых решений Института математики и информатики Латвийского университета Катрина Сатаки считает, что сталкерство — это юридическая проблема. Навязчивые преследования в Интернете осуществляют вполне реальные люди, и потому должен действовать принцип — если это неприемлемо в реальности, то не может быть приемлемо и в виртуальном мире. Полиция должна рассматривать случаи, когда преследования мешают кому-то жить, а для этого должен быть изменен закон, считает она.
Otkrito.lv/Фото: Shutterstock