Будет ли Латвия сокращать рабочую неделю?
фото: Pixabay
Иллюстративное фото
В Латвии

Будет ли Латвия сокращать рабочую неделю?

Rus.lsm.lv

В Исландии завершился самый масштабный в мире эксперимент по переходу на сокращённую рабочую неделю. В нём участвовал 1% работающего населения страны. Организаторы пришли к выводу, что сокращение рабочих часов не приводит к потере производительности, при этом ещё и делает всех гораздо счастливее. А готова ли стать счастливой Латвия, выяснили журналисты Русского вещания LTV7.

Люди несчастны, после работы у них не остаётся времени на семью и любимые занятия. Общественные организации и профсоюзы в Исландии не захотели с этим мириться и еще в 2015 году при поддержке самоуправления Рейкьявика начали эксперимент. Его участников перевели с 40 часовой рабочей недели, на 36- и даже 35-часовую. Без сокращения зарплаты. 

Эксперимент оказался удачным, продуктивность сотрудников не упала — а местами увеличилась. И к 2021 году профсоюзы добились права на сокращение рабочих часов для 80% занятых. Латвийские профсоюзы таким результатам не удивлены.

«Если человек больше отдыхает, то его производительность труда в момент, когда он серьёзно работает, повышается. Уставшие работники тоже самоотверженно работают, но они не могут дать столько хороших результатов», — уверен Эгил Балдзенс, глава Объединения свободных профсоюзов.

При этом в Дании уже сейчас рабочая неделя длится 37 часов. В Финляндии и Норвегии — 37,5. В Латвии — 40.

Авторы исландского эксперимента предлагают приоритизировать ежедневные задачи — более эффективно распределять их между сотрудниками. Личные дела — оставлять на внерабочее время. И одно из главных направлений — собрания. Они должны быть короче, а еще лучше по возможности заменить их электронной почтой.

«Латвии надо начинать с того, что в пятницу обычное рабочее время — на два часа меньше. Чтобы люди могли соединить личную и семейную жизнь с работой. Это исследование даёт очень много положительного, чтобы начались серьёзные дискуссии между профсоюзами, работодателями и государством», — уверен Балдзенс.

Среди 2,5 тысячи работников, которые принимали участие в исландском эксперименте, были люди самых разных профессий — от полицейских до работников социальных служб. Но среди них не было тех, кто трудится на крупных производствах.

Кроме того, например, больницам, чтобы поддержать прежний уровень услуг при более короткой рабочей неделе, пришлось выделять дополнительное финансирование и нанимать персонал.

«Конечно, хотелось бы все работать меньше, но если объективно смотрим, то продуктивность в Латвии ниже, чем 70% среднего уровня ЕС. Если бы мы были на уровне Исландии или Швеции, то, может быть, могли бы экспериментировать», — считает Янис Эндзиньш, председатель правления Конфедерации работодателей.

Одна из причин низкой продуктивности в том, что латвийская продукция и услуги пока имеют относительно невысокую добавленную стоимость, считает специалист. То есть работать нужно не больше, а «умнее». Когда научимся — можем и отдохнуть, говорят в Министерстве экономики.

«Маловероятно, что в ближайшем будущем произойдёт существенное снижение рабочего времени. Возможно, лишь в отдельных странах — в качестве эксперимента. Для таких стран, как Латвия, это будет означать падение объёма экономики и связанные с этим негативные последствия для зарплат, бюджета и т. д. Но есть и другой аспект — действительно ли более короткая рабочая неделя делает людей более счастливыми?» — отмечают в ведомстве.

Авторы исландского эксперимента уверены, что да. И в доказательство приводят опросы самих сотрудников. Более того, в Латвии подобная инициатива о сокращении рабочей недели — правда, до 32 часов — несколько лет назад собрала на портале Manabalss.lv 12,5 тысячи подписей. Парламентская комиссия по заявлениям отправила идею на рассмотрение Трехстороннего совета по сотрудничеству.

В конце ноября 2020-го в ходе заседания Национального совета трехстороннего сотрудничества, правительство и социальные партнеры без дискуссий отклонили инициативу о сокращении рабочей недели до 32 часов.

В нескольких странах Европы начались дискуссии о сокращении нормального рабочего времени — точнее, о переходе на четырехдневную рабочую неделю. Технический прогресс неумолимо высвобождает «лишние» кадры на производствах — поэтому более короткая рабочая неделя позволит сохранить места для сотрудников и стимулировать снижение безработицы.