Впервые в Латвии женщина получила отцовское пособие по рождению ребенка
фото: LETA
В Латвии

Впервые в Латвии женщина получила отцовское пособие по рождению ребенка

Otkrito.lv

Первый раз в Латвии женщине присвоен до сих пор причитающийся только отцам десятидневный отпуск после рождения ребенка.

Как в Twitter отмечает Эвита Гоша, после заявления которой Конституционный суд возбудил дело о норме закона, которая однополым парам после рождения ребенка не предусматривала право на упомянутый отпуск, без лишних промедлений стала первой женщиной в истории Латвии, которая уйдет в отпуск согласно части первой статьи 155 Закона о труде. Ей подтвердили выплату пособия по отцовству в установленном законом размере от социальных взносов.

Agrā ceturtdienas rītā pie Saeimas nama pulcējās jauniešu organizāciju pārstāvji, lai paustu neapmierinātību ar Saeimas Mandātu, ētikas un iesniegumu komisijas lēmumu noraidīt iniciatīvu par kopdzīves likumu, kuram internetā par labu parakstījās vairāk nekā 10 tūkstoši cilvēku.

Пикет о правовой защите всех семей возле Сейма 8 октября 2020 года

"За равноправие и защиту всех семей", - пишет Гоша.

Председатель Конституционного суда Санита Осипова, разъясняя решение, отметила, что каждое лицо имеет право на защиту своей физической и духовной целостности, чести и достоинства, а также право жить по своему уму, и в соответствии со своей сущностью развивать и совершенствовать свою личность, по возможности меньше страдать от вмешательства государства в нее.

Также она сказала, что статья 96 Конституции предусматривает, что любое лицо имеет право на неприкосновенность.

"Государство в равной мере должно уважать также тех членов общества, которые образуют однополые отношения, и должно уважать то, что такие пары могут создавать семьи", - подчеркнула Осипова.

Пикет у Конституционного суда против "уродования понятия семьи"

Осипова сказала, что государство должно обеспечить, чтобы ребенок рос в семейной среде, и при разработке правового регулирования, касающегося ребенка, законодатель обязан оценить его влияние на права ребенка.  "Законодатель должен способствовать сплоченности общества, а не наоборот", заявила председатель.

Решение суда вызвало широкий резонанс общества, и несколько политиков выразили мнение, что принятие этого решения угрожает семейным ценностям, а Рижский архиепископ католической церкви митрополит Збигнев Станкевич сказал, что такая защита для однополых семей необходима, потому что это социальная реальность.

12 ноября сообщалось, что Конституционный суд оценил заявление пары, когда партнерша биологической матери ребенка не имела права на отпуск после рождения малыша. По этому делу заявитель попросила проверить соответствие части первой статьи 155 Закона о труде первому предложению статьи 110 Конституции.

Частью первой статьи 155 Закона о труде определено, что отец ребенка имеет право на отпуск продолжительностью в десять календарных дней, а первое предложение статьи 110 Конституции определяет, что «государство защищает и поддерживает брак - союз между мужчиной и женщиной, семьей, родителями и детьми».

Sestdienas pusdienlaikā dažu desmitu protestētāju pavadīti vairāki tūkstoši cilvēku devušies "Baltic Pride 2018" gājienā pa Rīgas ielām. Pasākumā piedalījās daudzu Eiropas valstu pārstāvji - to starpā arī viesi no Lielbritānijas, Dānijas un Vācijas. Atbalstu seksuālajām minoritātēm gājienā apliecināja arī vairāku valstu, tostarp arī Lielbritānijas un ASV, vēstniecības.

Шествие секс-меньшинств Baltic Pride 2018 в Риге 9 июня 2018 года

Истица считает, что оспариваемая норма не соответствует первому предложению статьи 110 Конституции. Податель заявления отметила, что она находится в стабильных однополых отношениях со своей партнершей, и после начала совместной жизни у партнерши  родились двое детей.

Женщина отметила, что после рождения младшего ребенка она хотела отправиться в отпуск сроком десять календарных дней. Однако оспариваемая норма предусматривает, что право на отпуск продолжительностью десяти календарных дней после рождения ребенка имеет только отец ребенка, но не предусматривает такого права партнерше матери ребенка, которая фактически считается одним из родителей ребенка.

Sestdienas pusdienlaikā dažu desmitu protestētāju pavadīti vairāki tūkstoši cilvēku devušies "Baltijas praida" gājienā pa Rīgas ielām. Lai gan gājiena laikā nekādus būtiskus starpgadījumus nevarēja novērot, tā nobeigumā protestētāji pūlī iemta dūmu granātas. Pēc Jauns.lv novērojumiem, policija uz notiekošo noreaģējusi zibenīgi.

Протестующие против Baltic Pride 2018

Заявитель подчеркнула, что оспоренная норма противоречит принципу приоритета наилучших интересов ребенка, поскольку она не позволяет лицу оказывать физическую и эмоциональную поддержку своей партнерше и ее ребенку и таким образом не защищает интересы ребенка по возможности в лучшем виде во всех семьях.

Адвокат общества ЛГБТ и их друзей Mozaīka ("Мозайка") Лаурис Лиепа на судебном заседании сказал, что дискриминировать однополые парны с детьми недопустимо, так как оба партнера являются родителями ребенка. Член правления Mozaīka Каспар Залитис дополнил, что в обществе в отношении семьи, созданной лицами одного пола, образовалась «стигма», такие семьи хотят жить в тени, поэтому есть трудно узнать количество фактических семей, хотя известно, что в них растут и по четверо детей.

Участники Baltic Pride 2018 готовятся к шествию

В ходе рассмотрения дела Сейм выразил позицию, что оспоренная норма соответствует первому предложению статьи 110 Конституции. Представители Сейма и Министерства юстиции ранее в судебном заседании пояснили, что, согласно законодательству, юридически в однополых парах у ребенка только один родитель, поэтому после рождения ребенка не предусмотрено право на отпуск партнерши матери.

Представитель Министерства благосостояния, директор Департамента по трудовым отношениям и охране труда Марис Бадовскис выразил мнение, что в настоящее время государство не обязано обеспечить отпуск продолжительностью десяти календарных дней лицу, не являющемуся отцом ребенка.

В свою очередь руководитель Отдела прав детей Бюро правозащитника Лайла Гравере признала, что у какого-либо ребенка нет отца или имеются какие-либо фактические препятствия, вследствие которых отец не способен оказать поддержку ни матери ребенка, ни ребенку, то в норме закона следует установить, что такое право должно быть предоставлено другому лицу, чтобы по возможности лучше обеспечить защиту прав ребенка.

Кроме того, Гравере выразила мнение, что оспоренная норма не соответствует Конституции, но добавила, что вопрос будет рассматриваться шире, чем только в контексте однополых пар.