Юркалне продолжает терять территорию: жителей призывают не посещать взморье в Лабрагсе
На этой неделе Юркалнская волость потеряла как минимум 2 000 квадратных метров земли: в Лабрагсе произошёл крупнейший обвал отвесного берега за последнее десятилетие.
Этой зимой уже сообщалось о нескольких крупных обвалах около села Лабрагс в Юркалне. Но они не идут ни в какое сравнению с обвалом, случившимся на прошлой неделе. В ночь на 4 февраля обрушилось более ста метров отвесного берега шириной 20–25 метров. Управляющий Юркалнской волостью Гунтар Рекис подсчитал, что волость потеряла около 2 000 квадратных метров земли.
Если предыдущие обвалы затронули только муниципальные земли, то в этот раз также пострадала частная собственность. Причём не было ни мощного ветра, ни сильных волн. Просто земля настолько пропиталась влажностью, что слой песка буквально соскользнул по слою голубой глины. Берег падает под тяжестью собственного веса, а не из-за штормов. Рекис считает, что если бы была обычная зима, в Лабрагсе таких обвалов не было бы.
Центр туристический информации Павилостского края предупреждает, что в эти дни обвалы наблюдались не только в Лабрагсе, но также в Странте и Улмале. Участок Павилоста – Юркалне очень опасен; любителям пеших прогулок лучше там не ходить. 3 ноября также сообщалось об обвале крутого берега в Лабрагсе, вызванном проливными дождями. Тогда обрушилось около 13 метров земли шириной два-три метра.
Между тем, местный житель и гид-эколог Ингус Антонович в декабре через соцсеть Facebook сообщил об ещё двух обвалах: 21 декабря Ингус опубликовал фотографии обвала длиной 30–40 метров и шириной около пяти метров, а 30 декабря снял, как из-за сильных ветров и волн береговая линия обвалилась на 20–30 метров в длину и около пяти метров в глубину суши. Рекис рассказал, что небольшие обвалы этой зимой также наблюдались в селе Ошвалку и за бывшей ракетной базой, расположенной от центра Юркалне к Вентспилсу.
Некоторые комментаторы задаются вопросом, почему никто не заботится о берегах и не делает ничего, чтобы предотвратить обвалы. Среди прочих, Раса говорит, что дренажная система не установлена, деревья у берегов вырубаются, берег не укрепляется. Харис тоже указывает, что берега можно спасти, и похожих прецедентов в мире предостаточно. «Вопрос: интересует ли это первую сотню латвийцев, которые сидят в верхушке? Конечно нет!» – пишет Харис. А другие считают, что с изменениями климатами бороться нет смысла. С ними надо уживаться.
Гунтар Рекис придерживается мнения, что укрепление берегов не поможет в борьбе с природными процессами. Кроме того, на этот раз обрушившийся кусок берега был сильно заросшим деревьями, кустарниками и высокой травой, но это не спасло ситуацию. Прибрежная эрозия изучается много лет, и изыскания следует продолжать. Защита берега в одном месте может изменить ситуацию в другом. Например, на центральном пляже Юркалне море даже немного отступило, а в других местах наступает на дюны, и песчаный пляж всё сужается. Природа всё равно сделает по-своему. Поэтому пока туристов призывают воздержаться от посещения опасного взморья.