Систему необлагаемого минимума хотят реформировать
фото: Pixabay.com
Реально & Невероятно

Систему необлагаемого минимума хотят реформировать

rus.db.lv

Дифференцированный необлагаемый минимум, который ввели с целью уменьшить социальное неравенство, своей цели не достиг, а среди домашних хозяйств с детьми и без них - даже увеличил, к тому же оказывает очень негативное влияние на развитие экономики, поэтому его необходимо отменить и вернуться к фиксированному необлагаемому минимуму.

Эту идею защищает Латвийская конфедерация работодателей. Размер фискально нейтрального необлагаемого минимума сейчас может быть 100 евро (на данный момент от нуля евро до 230 евро в месяц) в месяц, в свою очередь за каждого ребенка на иждивении необходимо применить необлагаемый минимум в размере 300 евро (сейчас 230 евро в месяц).

Таким решением было бы реально уменьшить неравенство доходов и избежать распространенной сейчас ситуации, когда государство с помощью этого инструмента идет навстречу людям с полной трудоспособностью, которые получают невысокую легальную зарплату и содержат только сами себя.

По мнению многих опрошенных, размер необлагаемого минимума и порядок его применения могут изменить уже с 2020 года, если только у политиков будет на то соответствующее желание, однако при этом все же было бы нужно провести анализ, который был бы основан на цифрах по влиянию такого мероприятия не только на кошельки людей и госбюджет, но и на количество трудозанятых, продуктивность, инфляцию.

Прогрессивный необлагаемый минимум в Латвии ввели с 2016 года, а с 2018 года эта система пережила капитальный ремонт, который все усложнил.

«Дифференцированный необлагаемый минимум (ДНМ) разрушительно влияет на народное хозяйство, к тому же, вопреки широко распространенному мифу, он не уменьшает неравенство, а во многих ситуациях даже увеличивает. Таким образом повышение этого рубежа до 300 евро в месяц еще больше усилит его разрушительное воздействие», - так прокомментировал ситуацию эксперт по социальным вопросам Латвийской конфедерации работодателей Петерис Лейшкалнс.

Он обосновал свое мнение тем, что ДНМ дает наибольшие преимущества тем, у кого нет объективных рисков нищеты. В свою очередь, объективные риски нищеты есть у домашних хозяйств, у которых есть иждивенцы – дети. ДНМ с социальной точки зрения – сфера заботы государства, которое больше всего поддерживает работающих без иждивенцев, легально получающих невысокую зарплату. 

Сейчас максимальный размер такой поддержки – 46 евро. «Например, сравним двух работающих: у одного зарплата 440 евро, у второго – 740 евро. Чьи доходы государству через налоги следует уменьшить? Рассуждая поверхностно, все ясно. 730 больше, чем 440, значит – туда и бьем. И ДНМ прекрасно с этим справляется: у первого не облагают максимум – 230 евро (выигрывает 46 евро), у второго не облагают примерно 100 евро (выигрыш – примерно 20 евро).

Все красиво, но, оценив уровень домашних хозяйств, выясняется, что первый содержит только себя, а у второго на иждивении двое детей. Получается, ДНМ не только не уменьшил неравенство этих двух домашних хозяйств, а наоборот – увеличил», - рассказывает Лейшкалнс. По его мнению, ситуация, когда, например, холостяк без детей и без ограничений на способность работать, получает 500 евро, он живет лучше и может позволить себе больше, чем получающая 1000 евро брутто мама двоих детей, что ужасно несправедливо.

По идее, ДНМ создает ситуацию, когда, чтобы человеку, у которого нет иждивенцев, заплатить первые 352 евро (соответствует минимальной зарплате брутто), работодатель должен налогами отдать 185 евро. В свою очередь за следующие 352 евро зарплаты нетто налог для работодателя составит 341 евро.

Петерис Лейшкалнс считает, что лучшая модель для семей с детьми – фиксированный необлагаемый минимум каждому родителю, а за каждого имеющегося на иждивении ребенка он был бы в 2,5 или даже в 3 раза больше.