Эксперимент: журналист раскрыла нарушения в «бизнесе приложений» в Латвии, став нелегальным таксистом
Противоречивые договоры и несуществующие лицензии - это вскрылось в ходе эксперимента, проведенного программой de facto, о занятости в среде так называемого «бизнеса с помощью аппликаций». Пока, благодаря приложениям в телефоне, для людей получение услуг становится все более удобным и быстрым, работники отрасли становятся все более уязвимыми. Кроме того, в одном из случаев, обнаруженных de facto, разберется Государственная инспекция по труду.
Журналист de facto зарегистрировалась в качестве работника у самых популярных предприятий в Латвии, которые обеспечивают свою деятельность через аппликацию в телефоне. Двумя из них оказались поставщиках еды на вынос – Takeout и Wolt, а еще - два поддерживающие платформы такси – Yandex и Bolt (ранее известен как Taxify).
Команда de facto была поражена – журналистка могла работать таксистом Bolt, хотя закон это запрещает - ведь у нее нет прав на вождение такси. Их нельзя получить тому, чей стаж автоводителя составляет менее трех лет. Также журналист de facto не зарегистрирована в качестве индивидуального коммерсанта. На ее машину также не выписана лицензионная карточка. Это означает, что Bolt, не выполнил все возможное, чтобы убедиться в соответствии журналистки работе таксиста. Для этого потребовалось только электронное подтверждение, что у нее есть все необходимые документы.
«Мы обязательно проверяем одну вещь сразу – это удостоверение водителя такси», – подчеркивает руководитель Bolt в Латвии Карлис Кезберис. Он указывает, что до завершения проверки автоводитель на дороге не появится. На замечание de facto о том, что таксист без лицензии могла ездить еще на прошлой неделе, Кезберис отвечает: "На прошлой неделе? Трудно сказать, трудно сказать, тогда надо посмотреть какие-то конкретные случаи, почему, возможно, не было проверено».
Если бы Bolt хотел проверить, это было бы просто. На домашней странице CSDD бесплатно можно видеть, какие лица находятся в регистре водителей такси. Но журналист de facto приняла пассажира. За поездку он заплатил меньше четырех евро. В свою очередь журналистка заработала три евро и 12 центов. "Если Вы как частное лицо приняли деньги, вы нарушили закон. Вы сами", - говорит директор Департамента автомобильного сообщения Министерства сообщения Таливалдис Вецтиранс. Он продолжает:,, У Bolt сейчас еще нет такой прямой обязанности и ответственности проверять, но здесь я предполагаю, что можно связать с тем, что они все-таки наняли вас как частное лицо, и тогда проверитьтакую занятость, возможно, могут другие структуры, что за это полагается, можно ли так".
На данный момент максимальный штраф для такого нелегального таксиста составляет 700 евро. Но планируется разделить ответственность. Уже через два месяца в идентичной ситуации ответственные структуры смогут закрыть приложение Bolt и лишить его лицензии. Кроме того, организаторы платформ должны предоставлять информацию о своих водителях. И о тех, кто ездил без необходимых лицензий.
Во время эксперимента de facto обнаружилась еще одна проблема. Предприятия ищут предлоги, почему таксисты или курьеры не считаются их работниками со всеми вытекающими из него обязательствами. de facto выяснил, что Yandex по сути работает как Bolt - себя считают только поддерживающим аппликацию.
Представитель Yandex Taxi Ольга Демьянюк отметила, что, "мы сотрудничаем с местными партнерами – транспортными предприятиями. Партнеры несут ответственность за прием водителей на работу и все необходимые проверки, которые соответствуют законам Латвии ". Кезберис дополняет: «Мы – посредник между конечным потребителем и партнерами по сотрудничеству, оказывающими фактическую перевозку».
Однако в случае с Bolt в правилах, предназначенных для автоводителей, читается двусмысленный пункт. В нем не исключено, что кто-то может посчитать сотрудничество Bolt и автоводителя трудовыми отношениями.
«После того, как мы познакомились с этим контрактом, мы с первого взгляда увидели нарушение. Конечно, мы постараемся провести проверку, опрашивая работников, если нам не удастся прежде всего пообщаться с владельцем этой аппликации», – отмечает руководитель Рижской региональной инспекции по труду Байба Пукюкалне.
Ситуация с поставщиком блюд Wolt намного лучше. Журналистк de facto не стала курьером, потому что в отличие от платформы такси Bolt, Wolt потребовала подать копии всех необходимых документов. Включая подтверждение того, что журналист имеет статус самостоятельно занятого лица. Wolt с курьерами не заключает трудовой договор. Но и в случае Wolt есть ситуации, которые более подходят к трудовым правовым отношениям. Например, во время обучения курьеров, представитель Wolt рассказала, что раз в неделю в аппликации доступны «гарантированные часы». При этом Wolt узнает, что курьер будет на работе, а курьер получит деньги и в том случае, если заказов не будет. Также во время обучения озвучивались суммы, которые курьер может заработать. Но это, скорее всего, возможно только в том случае, если человек работает полное время.
Пукюкалне считает, что "если необходимо отработать определенное количество, то это свидетельствует о времени работы. Конечно, можно сказать, что этому оказывающему услугу лицу, держателю аппликации необходимо обеспечить действие, поэтому он предусматривает, сколько необходимо сделать каждому исполнителю. Но если существует такая система, то вопрос о независимости его исполнителя. Значит, он подчинен. Это очень наводит на мысль о признаках трудовых правоотношений". Представитель Wolt подчеркивает, что такая модель разработана в Финляндии и введена в ряде стран. Причина в том, что время работы является гибким и на короткий период. Курьер Wolt в неделю работает в среднем на десять часов. "Часть людей хотят иметь чувство безопасности, хотят быть уверены в том, что что-то заработают. По этой причине, у нас десять процентов - «гарантированные часы». Но в реальности курьеры зарабатывают в два-три раза больше, чем во время «гарантированных часов». Поэтому у нас обычно выбирается только половина предлагаемых «гарантированных часов», - поясняет руководитель Wolt в странах Балтии Лиса Ристала.
В том, как организована работа у конкурент Wolt – Takeout, de facto убедиться не удалось. На вопросы он не отвечал, а у самого предприятия образовался долг по налогам.
Конечно, работники, занятые в бизнесе при помощи аппликаций, сами согласны с невыгодными условиями. В то же время отрасль не предлагает альтернативу. Более того, все связанные с бухгалтерским учетом и уплатой налогов вопросы ложатся на плечи работника. Власти не только в Латвии стараются бороться с ситуацией, в которой предприятия отказываются считать своих подчиненных работниками. Например, в Великобритании платформа такси Uber проиграла в суде. Теперь ее таксисты должны считаться работниками, а не самостоятельно занятыми лицами.