Старость в радость: им 100, но жизнь продолжается!
фото: Alexander Ryumin/TASS
Алла Левушкина по праву заработала звание старейшего практикующего хирурга России: в это сложно поверить, но ее стаж составляет 68 лет!
Реально & Невероятно

Старость в радость: им 100, но жизнь продолжается!

Otkrito.lv

Им скоро исполнится 100 лет, а некоторые уже давно перешагнули этот рубеж. Но даже трехзначная цифра в паспорте не останавливает их от работы и активного образа жизни. Эти старички дадут фору любому!

92-летний хирург: «Зачем еще мне жизнь, если не работать?»

Алла Левушкина по праву заработала звание старейшего практикующего хирурга России — в это сложно поверить, но ее стаж составляет 68 лет! Самой Алле Ильиничне в этом году исполнилось 92 года…

Алла родилась в 1927 году в Рязани, с детстве она мечтала стать геологом, однако впоследствии сменила призвание под впечатлением от книги воспоминаний Викентия Вересаева «Записки врача». Так все и началось — Левушкина пошла учиться в медицинский институт. «Я поступила в институт с такой идиотской мыслью, что буду работать в лепрозории, потому что еще и «Прокаженных» читала. А потом как увидела кровь, «хлебнула» ее на операциях, так все — больше от хирургии не отходила. Первый учитель был Борис Петровский (хирург, академик, министр здравоохранения). Помню, первая операция, помогать ему все девчонки хотели. А я всегда ходила — волосы подобраны, засученные рукава, халат сзади завязан. Он поглядел на нас на всех и сказал мне: «Вы будете мне ассистировать». Я обрадовалась. Поставили меня на подставку. Я уже умела узлы вязать, нитки подавать. Он наложил зажим, но кровь брызнула мне на лицо. И Борис Васильевич сказал, быстро взглянув на меня: «Ну вот, я окрестил вас в хирургию!»

фото: Alexander Ryumin/TASS
Алла Левушкина по праву заработала звание старейшего практикующего хирурга России: в это сложно поверить, но ее стаж составляет 68 лет!
Алла Левушкина по праву заработала звание старейшего практикующего хирурга России: в это сложно поверить, но ее стаж составляет 68 лет!

В 1951 году Алла начала трудовую деятельность в качестве врача, а спустя 10 лет общей хирургической практики Левушкина выбрала специализацию хирурга-проктолога. Она была единственным врачом этой специальности в Рязанской области! «Я уже работала в ординатуре, у меня была специализация по щитовидной железе. И как-то выступала на конференции, должна была сказать «у больного большой зоб». И вместо «з» произнесла «ж». Все смеются… А через некоторое время я ушла в проктологию. Коллеги решили, что та оговорка была пророчеством. Проктологией в Рязанской области тогда никто не занимался, не умели лечить элементарные вещи. И тут пришла путевка на курсы по проктологии. Я вызвалась», — вспоминает врач.

Помимо всего прочего более 30 лет Левушкина проработала хирургом в Рязанской санитарной авиации. Она летала в глухие деревни, ведь послевоенные годы были тяжелые, денег не хватало — предложение подрабатывать в санавиации приняла с радостью. «Мы постоянно летали в разные районные больницы. Там были малоопытные врачи. Залезут во внутренности, а доделать не могут. Один раз отрезали желудок, а сшить не могут. Каких только случаев не было. Мы — срочно на самолет, летим». Однажды, вспоминает Алла Ильинична, самолет все кружил над полем, но не садился. Оказалось, пилот увидел стаю волков. «А вокруг пустошь, ну как сесть? «Не могу же я вас, доктор, на волков высадить! Они сожрут нас!» — кричал пилот. «Сажайте самолет! Никто меня не тронет!» — спорила Алла. «Пришлось летчику подчиниться, ведь больной ждет, срочная операция! Мы сели, а там уже и машина санитарная подъехала. Я не боюсь волков. Они никогда сами не бросятся первые».

фото: Alexander Ryumin/TASS/All Over P/ Vida Press
Рабочий день Аллы Ильиничны за 60 лет практически не изменился. Она продолжает оперировать, хотя ей уже сложно долго выстоять у операционного стола
Рабочий день Аллы Ильиничны за 60 лет практически не изменился. Она продолжает оперировать, хотя ей уже сложно долго выстоять у операционного стола

Летала Левушкина до 66 лет: жалко было бросать общую хирургию, совмещала. Сейчас нет такой работы, говорит врач, нет настоящей санавиации. «Медицина вообще очень изменилась после того, как пациент стал клиентом. Но для меня больные клиентами никогда не были и не будут», — говорит старейший российский хирург.

Алла Ильинична убеждена, что возраст не может быть помехой ни в каком деле, главное — самоощущение. И хотя из-за болезней ног Левушкина оперирует сидя в специальном кресле, у нее — твердая рука. «У нас вообще ни у кого не дрожат руки, для хирурга это невозможно. А работать в хирургии и не практиковать нельзя. Это просто скучно! Сейчас я уже не берусь за большие полостные операции, за онкологию, делаю проктологические операции. Но практически каждый день», — делится женщина.

Есть мнение, что женщина не может быть хорошим хирургом. Алла Ильинична соглашается, что среди хирургов действительно большинство мужчины. Но есть одно но… «Если хирург — женщина, то поверьте: она отличный хирург. Просто так женщина никогда не придет в эту специальность. Если она хирург, значит, это призвание». При этом Левушкина не считает свою специальность самой сложной. Для нее самые умные — терапевты, потому что они рассудительные. «А мы, хирурги, — очень быстрые. Нам главное отрезать. А сложности? Думаю, самое сложное — это не причинить вреда. Задача врача — сделать так, чтобы организм человека нормально работал, чтобы он был здоров».

Жизненное правило Левушкиной — жить честно и работать. Алла Ильинична не представляет, что делать на пенсии! «Зачем еще мне жизнь, если не работать? Пока я в состоянии, буду помогать людям. И работать интересно, ведь рутины в хирургии быть не может, каждый человек, каждый случай уникален. У меня ведь было много совершенно чудодейственных исцелений. Никто, кроме меня, не брался, а я оперировала, и люди выздоравливали — почему? Надо любить дело, которым занимаешься. А еще надо любить людей. Хотя я всегда считала, что мне больше нравятся животные. Но больных своих я люблю. Всех».

Алла Ильинична говорит, что практически не имеет свободного времени. Весь день она проводит в больнице, а вечера — со своими кошками. «Днем у меня работа, вечером — книги и восемь кошек. Замужем я никогда не была, детей нет. Вот и забочусь о животных и племяннике. Я не пользуюсь компьютером, люблю печатную литературу, книги, люблю стихи Пушкина и Блока, причем многие знаю наизусть еще с детства».

А еще Алла Левушкина не перестает учиться. Она несколько раз повышала квалификацию в Рязанском институте и в институте проктологии в Москве. На вопрос, в чем секрет долголетия, Алла Ильинична отвечает: «Есть такая английская пословица: «Если хочешь быть здоровым — будь им». Я на свои болезни смотрю сквозь пальцы, считаю себя здоровым человеком. Но планы на будущее не строю. Каждый человек должен мыслить позитивно, а врач особенно. Это закон медицины: даже умирающим нужно внушить хорошие мысли, чтобы спокойно умирали».

«Пока все не сделаю, не ухожу домой»
Рабочий день Аллы Левушкиной за 60 лет практически не изменился. Она продолжает оперировать, хотя ей уже сложно долго выстоять у операционного стола. Поэтому в сложных случаях она участвует в качестве ассистента. «Пациентов у меня очень много. Все ко мне хотят. С 9.30 я на амбулаторном приеме, в 12.00 иду в стационар. У меня 3-4 операционных дня в неделю. Все операции плановые. Пока все не сделаю, не ухожу домой».

106-летний парикмахер: «Я стриг четыре поколения!»

Энтони Манчинелли 106 лет, и он — старейший в мире парикмахер. Энтони родился в 1911 году в Италии, но, когда мальчику было восемь лет, семья переехала в США. Мальчик всегда подрабатывал после уроков в школе — на разных работах. Деньги отдавал маме. В семье было восемь детей, и родителям приходилось туго. В 12 лет он заинтересовался стрижкой волос и начал работать в местной парикмахерской. Через год бросил школу, иначе стричь клиентов полный день ему не удавалось. «У меня было шесть братьев и сестра, а отец получал всего 25 долларов в неделю. Поэтому я решил, что надо обучиться какому-нибудь ремеслу, и мне пришло в голову, что было бы неплохо стать мужским мастером. Нашел салон, где меня взяли подмастерьем. Каждое утро я вставал в четыре утра, чтобы разнести утренние газеты, потом возвращался домой, завтракал и шел в школу. После уроков я опять разносил газеты, теперь уже вечерние, а потом шел в парикмахерскую, где помогал до восьми, и так каждый день. Я ничего не ждал, просто работал. Все заработанные деньги я отдавал маме на хозяйство», — делится Манчинелли.

фото: скриншот Youtube
Энтони Манчинелли продолжает стричь людей и в 106 лет!
Энтони Манчинелли продолжает стричь людей и в 106 лет!

В 20 лет Энтони обзавелся собственным салоном, где проработал почти шесть десятков лет. В 1987 году он продал салон, но не потому, что устал от работы, — ему просто надоел собственный бизнес! В 2007 году Энтони очутился в Книге рекордов Гиннесса как старейший в мире практикующий парикмахер.

В чем секрет успеха Манчинелли и почему он даже в 106 лет продолжает работать? На самом деле все просто. Энтони обожает общаться с людьми! К тому же многие из них за столько лет превратились чуть ли не в родственников. «Если клиент ходит к тебе регулярно, ты уже знаешь, какие стрижки ему нравятся, что ему идет. Через какое-то время он тебе уже не чужой, а как будто член семьи. У меня есть такие клиенты — я стриг их отцов, дедушек и прадедушек — четыре поколения!»

Джейн Динезза, хозяйка салона, где работает Энтони, говорит, что он никогда не берет больничных и даст фору любому молодому человеку! «У меня работают молодые люди с проблемами со здоровьем, а Энтони всегда бодр и свеж. Он может сделать больше стрижек, чем 20-летний парень. Они сидят и смотрят в свои телефоны, пока он работает». Звучит невероятно, но Манчинелли до сих пор работает по восемь часов пять раз в неделю! Откуда у него столько сил? Все дело в правильном образе жизни! Энтони всегда работал, никогда не курил и не пил спиртное. Спорта в жизни мужчины тоже нет, его питание всегда одинаковое (он ест тонкие спагетти). Энтони не принимает никаких лекарств, потому что у него ничего не болит! Манчинелли живет один, недалеко от парикмахерского салона в Нью-Виндзоре. Супруга Кармелла умерла 15 лет назад — они прожили вместе 69 лет…

фото: скриншот Youtube
Жена Энтони умерла 15 лет назад. Они прожили в браке 69 лет!
Жена Энтони умерла 15 лет назад. Они прожили в браке 69 лет!

Мужчина сам себе покупает продукты, готовит еду, стирает, оплачивает счета. Как и прежде без посторонней помощи обрезает кусты на заднем дворе дома, любит смотреть телевизор… У Энтони один сын, которому уже больше 80 лет, а также шестеро внуков. «Я coвeтую мнoгим людям нe бpocaть paбoту. Будь зaнят. Heкoтopыe уxoдят нa пeнcию cлишкoм paнo, и oни быcтpo cтapeют», — отвечает Maнчинeлли на вопрос о том, как же оставаться в здравом уме и твердой памяти.

103-летняя бегунья: «Я использую любой повод, чтобы подвигаться»

«Ей 103, и она только что пробежала стометровый спринт за 39,62 секунды», — такими заголовками запестрели СМИ в начале июля. Имя спортсменки — Джулия Хокинс, и бегать она начала, когда ей стукнуло... 100. В возрастной группе старше 100 лет конкуренция незначительна, так что Хокинс соревновалась по большому счету сама с собой. Она пришла к финишу стометровки примерно на шесть секунд позже своего же рекорда, но все равно довольна результатом. «Я же теперь на два года старше, не забывайте».

Джулия говорит честно — она родилась 10 февраля 1916 года. В ее жизни и до бега был спорт — Хокинс участвовала в велогонках на Олимпийских играх для пожилых. А потом, когда женщине исполнилось 100 и, как говорит сама Хокинс, она стала слишком старой, чтобы взбираться на велосипеде в гору, сменила велоспорт на бег. «Для пробы решила начать с 50 метров. Это было здорово, и я влюбилась в бег», — говорит Джулия.

фото: AP/Scanpix
В 100 лет Джулия Хокинс занялась бегом и в 103 года побила собственный рекорд
В 100 лет Джулия Хокинс занялась бегом и в 103 года побила собственный рекорд

Спортсменка бегает по улице рядом с домом — от случая к случаю, нечасто. «Я старею и понимаю, что не так много стометровок мне осталось, и я не хочу растрачивать их на тренировки. Понимаете? На улице у меня есть отметки, так что я вижу, когда пробежала 50 метров, а когда 100. На них я и ориентируюсь. Но я не слишком много тренируюсь. Правда, я много двигаюсь, я любой повод использую, чтобы подвигаться, когда мне нужно делать какие-то дела».

Благодаря своим сверхспособностям Хокинс получила прозвище Ураган, хотя сама она не очень любит, когда ее так называют. «Кто-то его выдумал. Мы много разговаривали об ураганах в Луизиане, на самом деле они мне не нравятся, ведь от них столько вреда. Но ураганы — действительно часть нашей повседневной жизни в Луизиане, так что если люди считают, что это прозвище милое, то я не против. А сама я очень люблю цветы, обычно у меня цветы в волосах, даже когда я бегу. Мне бы лучше стать Цветочной леди, а не Леди-ураган».

103-летняя бегунья Хокинс обожает читать (хотя из-за проблем со зрением она слушает аудиокниги), на своей земле выращивает бонсаи и почти каждый день ходит куда-нибудь обедать с друзьями. «Потом кто-нибудь приходит ко мне с ночевкой и приносит завтрак и ужин, так что обо мне хорошо заботятся», — рассказывает спортсменка. Но самым главным своим достижением Джулия считает вовсе не беговые дела. Больше всего женщина гордится мужем (они вместе прожили 70 лет вплоть до его смерти) и детьми. «Это самое чудесное в моей жизни — а еще внуки и правнук. Вот это по-настоящему много значит, с этим не поспоришь. Все остальное (бег, например) — лишь маленькая вишенка на торте», — признается Джулия.

100-летняя актриса: «Я никогда глупости у гроба не говорю»

Эльвире Балдине, старейшей латвийской актрисе и главной поклоннице латышских народных песен, 11 августа исполнится 100 лет. Эльвира выросла в деревне в области Цесвайне, училась в местной гимназии, потом в Риге, в театральной школе. Но себя она называет деревенским ребенком, который пас свиней, овец, коров и лошадей. Ее любовь к песням началась с субботников, которые проходили дома. Тогда все люди пели латышские народные песни…

фото: Валтерс Поляковс
Эльвире Балдине, старейшей латвийской актрисе и главной поклоннице латышских народных песен, 11 августа исполнится 100 лет
Эльвире Балдине, старейшей латвийской актрисе и главной поклоннице латышских народных песен, 11 августа исполнится 100 лет

Свою любовь к творчеству Балдине пронесла через года. Она до сих пор занимается тем, что на больших юбилеях и похоронах поет народные песни — у нее в копилке их около пары тысяч! Почти всю жизнь — с 1945 по 1992 год — Эльвира проработала в Молодежном театре. Было пережито много всего…

Активности женщины можно только позавидовать, ведь еще 15 лет назад (в 85 лет!) Эльвира могла стоять на голове и делала это в представлениях Молодежного театра. Теперь в ее жизни есть помощники — ноги больше не слушаются, а разум еще бодр. «Сила и жизнерадостность у меня от фольклора, от народных песен. Я их не учу, они сами «прилипают». Невозможно пересказать светлые мысли, которые есть в наших народных песнях», — говорит актриса. У нее с рождения хорошая и необычная память. И конечно, сценический темперамент.

Сейчас Эльвира — важный человек в театральном обществе. Ее ведут к детям и студентам как чудо. Женщина со всеми разговаривает — рассказывает, что всю жизнь дружит с народными песнями. «Я глубоко уважаю латышские народные песни, но люди не верят, что я знаю так много. Однажды мне позвонила 91-летняя женщина, нашла номер в телефонной книге. Позвонила и спрашивает — жива ли я? Она радостно воскликнула: «Вы были светлым пятном в темное время!»

фото: Валтерс Поляковс
Много лет свой жизни Эльвира отдала Молодежном театру. На фото — актриса в постановке 1967 года
Много лет свой жизни Эльвира отдала Молодежном театру. На фото — актриса в постановке 1967 года

Не проходит практически ни дня, чтобы ей кто-нибудь не позвонил — люди хотят говорить о фольклоре, о ее жизни, о том, как она чувствует себя сейчас. Об Эльвире делают курсовые работы, она общается с театралами, посещает пансионаты с программами народных песен — у нее все еще есть силы!

Сегодня своей работой Эльвира гордится — мол, священники на похоронах заставляют всех плакать, а вот от нее исходит что-то светлое. «Я никогда никакие глупости у гроба не говорю. Люди приходят, плачут, но от народных песен становится светло и тяжесть уходит». До похорон Балдиня спрашивает у родственников о том, какой была жизнь умершего, и всю информацию она превращает в песню. «Иногда после похорон ко мне подходят и говорят, мол, вы его так хорошо знали, поэтому так красиво говорили! Но я не знала даже его имени! Мне рассказали об умершем, и я воплотила его в жизнь», — говорит актриса.