Создатель портала для реэмигрантов: "Драконовские налоги и маленький рынок? Это миф, работать в Латвии можно!"
фото: LETA
Создатель портала для поиска работы для вернувшихся в Латвию жителей Yourmove Янис Крейлис
Реально & Невероятно

Создатель портала для реэмигрантов: "Драконовские налоги и маленький рынок? Это миф, работать в Латвии можно!"

rus.db.lv

Создатель портала для поиска работы для вернувшихся в Латвию жителей Yourmove Янис Крейлис в своем блоге опровергает миф о том, что создать успешный бизнес в Латвии невозможно из-за высоких налогов и произвола чиновников. «Многие считают, что если у кого-то получилось, значит он что-то наворовал, - иронизирует Крейлис. - Поэтому я хочу рассказать о том, как мы создавали в Латвии новое предприятие, когда вернулись на родину», сообщает Dienas Bizness.

«В Латвии такие высокие налоги, что невозможно выжить»

Не спорю - оказавшись на другой стороне от той черты, которая отделяет работника от работодателя, может понять реальную налоговую нагрузку на рабочую силу. Если вы ищете работу и хотите получать 1 000 евро в месяц, то ваш работодатель должен будет заплатить около 1 800 евро, не считая всего остального (телефон, медицинская страховка или кофе на работе) Ваши 12 000 евро в год уже превращаются в 21 600 евро.

С каждого евро, получаемого компанией, заработная плата составляет около 55 центов. Это печально. Особенно, если ваши денежные потоки в таблице Exel не исчисляются цифрами с пятью-шестью нулями.

Но есть и другой подход к этому. Как сказал один предприниматель на конференции «С мировым опытом в Латвии» лучше думать не о том, как где-то смухлевать, а о том, как заработать деньги на развитие. Ту энергию, которая уходит на размышления о том, как сэкономить, или - еще лучше - в страх от СГД, лучше вложить в дело, подыскивая новых партнеров или направления роста.

Думаю, почти каждый предприниматель в мире скажет, что будет рад меньшим налогам. И, конечно, в Латвии тоже множество бизнес-планов попали в мусор, потому что из-за налогов элементарно не складывалась математика. Однако система как таковая достаточно уравновешенна, проста и, самое важное, предсказуема, и в целом работать можно.

«Чиновник занимаются рэкетом, а не помогают»

Сколько было слышно ужасающих историй о госучреждении, которое появляется внезапно, как и испанская инквизиция, и начинает строить предпринимателя за каждую неправильно поставленную запятую в каком-нибудь трехгодичном протоколе.

Может быть. Но я не сталкивался со всеми учреждениями(например, с Продовольственно-ветеринарной службой), но с теми, с кем имел дело, могу сказать либо добрые, либо нейтральные слова. В нейтральном случае это были чиновники, которые просто вежливо велели нам выполнять те правила, которые приняли законодатели или другие вышестоящие органы. В хорошем случае чиновники были очень отзывчивыми и любезно объяснили нам, что нам нужно сделать, чтобы соблюдать эти правила.

Я тоже бы хотел, чтобы у нас было меньше правил (нормативных актов, законов, регул и иных требований) и чтобы системы вроде EDS у СГД были еще более удобными, потому что, конечно, тогда работать было бы легче.

С другой стороны, бумажная нагрузка не так уже велика, чтобы невозможно было работать. И еще - настоящего тирана из числа чиновников я так и не встретил.

«Рынок слишком мал, чтобы здесь можно было заработать»

Та же история, что и с налогами. Рынок такой, какой он есть, и с этим надо считаться, создавая предприятие. Не надо быть сеть пядей во лбу, чтобы понять, что автосалон Lamborghini в Латвии не окупится из-за нашей покупательной способности или что невозможно заработать первый миллиард, даже если целый год снабжаешь всю Латвию макаронами.

У любой компании, которая работает только в Латвии, будет потолок. Пример нашей отрасли - в прошлом году у CV.lv, латвийского кадрового гиганта с долей рынка более 80%, оборот был всего три миллиона евро, прибыль - чуть более полумиллиона. Но ведь и это не плохо, не так ли?

Мы как социальное предприятие вкладываем всю прибыль обратно в развитие предприятия, а оборот для нас важен, чтобы обеспечить работу нашего маленького ударного отряда. И нам не мешает размер рынка - у малого рынка есть ряд преимущество. Во-первых, в Латвии проще встретить правильных людей, с которыми можно поговорить о сотрудничестве, потому что с ними может познакомить общий знакомый. Они не так заняты, чтобы отказываться от приглашения поговорить, даже если вы не знакомы. Во-вторых, на мой взгляд, хорошая репутация в маленькой Латвии ценится выше, чем где-то в крупных мегаполисах. Если кого-нибудь подведешь один раз, плохая слава может пойти далеко впереди тебя. Это, в свою очередь, помогает доверять людям.

«Латыши "едят" друг друга и относятся скептически ко всему новому»

За этот год я встречался с более чем сотнями компаний, чтобы поговорить о Your Move. И всегда рядом со мной оказывались приятные, вежливые и пунктуальные люди. Конечно, иногда я слышал в разговорах нотки недоверия или ряд серьезных вопросов о том, как именно мы планируем оживить Your Move. Но таких людей не было большинство, и в большинстве случаев я бы назвал это деловым отношением к жизни. Чаще всего я слышал вопрос: как мы можем сотрудничать?

Если мы разделим всех людей по принципу , насколько быстро они принимают новые вещи, то какие 2-3% будут те, кто всегда первый, чтобы попробовать что-то новое (стоит в очереди за новым «айфоном»). Еще акие-нибудь 13-14% были готовы попробовать что-то новое на относительно ранней фазе развития, но большая часть людей ожидает, чтобы изобретение сначала доказало свою ценность. Мы в своем отношении к новому не отличаемся от других европейцев.

Хочу ли я сказать, что все у нас идет как по маслу? Нет. Этот первый год с Your Move был самым интенсивным и требовательным в моей жизни.

Мы опубликовали сотни объявлений, получили сотни заявок, прочитали почти тысячу CV и LinkedIn, и самое важное - устроили на работу несколько десятков человек. И все это вместе с поисками нового офиса, ремонтами, поездкой в Вильнюс за мебелью и многому другому, что есть в жизни любого нового предприятия. Этот год определенно будет не менее насыщенным.