Реэмигранты в Лиепае: "Я не прошу денег, я прошу работу"
С начала пилотного проекта реэмиграции в Курземе вернулись почти 60 семей, из них половина перед возвращением связалась с координатором проекта. А недавно в Лиепае состоялось первое в Латвии мероприятие, во время которого реэмигранты говорили о проблемах, связанных с возвращением и делились опытом, сообщает Латвийское радио 4 в передаче «Домская площадь».
Как отметила координатор реэмиграции Курземского региона планирования Кристине Смилга, вопросы образования больше всего волнуют реэмигрантов. Это и места в садике, и помощь детям школьного возраста в освоении языка, чтобы ребенок смог нормально учиться.
Семья Рейниса Бургиса вернулась в родную Лиепаю летом. Семь лет жили в Норвегии, с самого начала знали, что едут не навсегда. Оба ребенка родились там:
«Мест в садике не было, мы и на очередь в садик самоуправления встать не могли, потому что мы не были задекларированы, были нерезидентами. Так что, когда вернулись, искали места в частных садиках, за пару месяцев удалось попасть. Довольны. И встали на очередь в садики самоуправления, но когда она подойдет – не знаю».
Нелегко найти квартиру, кто-то мучается в поисках работы.
Антра Мейснере девять лет прожила в Германии, три года назад вернулась в Дурбе вместе с мужем-немцем. Причина возвращения – дочь-подросток так и не смогла адаптироваться в чужой стране. Хотели начать свое дело в сфере туризма – не получилось:
«Полтора года мучились, боролись, я сказала, что хочу вернуться обратно. А муж – ни в какую! Боремся дальше. И тут нам подсказали, что в районе есть немец, который уже 14 лет в Латвии и занимается сельским хозяйством, он ищет работников, муж получил работу в марте, через полтора года. Пока живем на селе, надежду не потеряли.
Начинать надо с работы, но поддержки нет. Я обращалась к депутату Айе Барче – мол, я вернулась, и не прошу денег, я прошу работу. А она говорит: «Мы вам можем только предложить социальную квартиру в Риге». Я говорю – мне не надо, дайте работу».
Янис Визулис вернулся в Латвию летом, после девяти лет работы в Германии:
«У меня были и контакты в рамках предложений проекта реэмиграции, но ничего не обрел, вернулся своими силами. На данный момент я до сих пор ищу работу, возможности есть, вопрос – захочу ли я принять эти варианты и за такую зарплату. Мы все знаем, какая она в Лиепае. Я понимаю – нелегко! Всем нелегко, но человеку надо что-то взять и менять, это только в его собственных силах».