Производители шпрот махнули рукой на российский рынок и теперь приучают к своей продукции французов
Живущая во Франции латвийский музыкант Илзе Лейиня-Ормене с удивлением обнаружила в изящной французской упаковке со словом "сардины" рижские шпроты .
"До этого были замечены рижские шпроты в оригинальной упаковке в местных русских магазинах. Да, те же самые шпроты, только "сардины" звучит лучше. И конечно, вкус довольно экзотичен для местных. Но как небольшая закуска к аперитиву - отлично подходит", - говорит Илзе.
Представитель производителя шпрот для Люксембурга Karavela Синтия Скарстане пояснила, что регула Европейской комиссии устанавливает, как торговцы могут называть рыбу этого вида. И если в Латвии знают салаку, кильку и шпроты, то иностранцы с этими словами не знакомы. Поэтому комиссия разрешила называть эту рыбу сардиной.
Фирма Karavela уже 4 года сотрудничает с сетью супермаркетов во Франции, а объем растет год от года.
Синтия Скарстане рассказывает: "Замеченный покупательницей товар - шпроты премиум-класса с семенами горчицы, потому и цена у них не из низких - от 2,5 до 3 евро за коробку. Французы считают эти шпроты продуктом высокого класса - маленькие рыбки, выловленные в море и упакованные руками".
В 2015 году Россия установила запрет на ввоз латвийских шпрот, а местные работники рыболовной промышленности нашли новые рынки. 7 предприятий, объединившихся в Общество рижских шпрот, каждый год экспортируют миллионы банок в более чем 40 стран. Шпроты сейчас можно купить в Японии, ОАЭ, обеих Америках и, конечно, у ближайших соседей, включая Скандинавию.
Председатель правления "Рижских шпрот" Индулис Цирулис сказал, что после российских санкций многие латвийские компании "наплевали на этот рынок", во-первых, из-за большой бюрократии, во-вторых, Россия сама производит шпроты и цена на них меньше. "У людей в России нет такой покупательской способности, чтобы они могли позволить себе рижские шпроты", - сказал Цирулис.
В начале этого года только Karavela получила разрешение экспортировать шпроты в Россию, но заказанный объем небольшой. Тем не менее интерес в России к "Рижским шпротам" есть, потому что у них самих такая вкусная продукция не получается, отметил Цирулис.
На вопрос, как иностранцы реагируют на вкус шпрот, Цирулис ответил, что многие спрашивают, являются ли шпроты теми же самыми копчеными сардинами, только маленькими, европейцы привыкли ко вкусу копченой рыбы, поскольку такой товар производят в Дании, Германии и Польше, а что касается стран дальше - то это уже экзотика. По словам руководителя, есть те, кому нравятся, и те, кому - нет. Надеялись успешно войти на рынок Китая, но не получилось. Один посетитель выставки в Африке съел всю коробку сразу, так ему понравились шпроты.
Цирулис добавил, что ко вкусу шпрот надо привыкнуть.