95-летняя танцовщица-эмигрантка, живущая в Нью-Йорке на пособие, хочет вернуться на родину: «Если бы мне дали небольшую квартирку в Старой Риге...»
фото: Мартиньш Зидерс
Реально & Невероятно

95-летняя танцовщица-эмигрантка, живущая в Нью-Йорке на пособие, хочет вернуться на родину: «Если бы мне дали небольшую квартирку в Старой Риге...»

Otkrito.lv

Хореограф Вия Ветра, которая на прошлой неделе дала юбилейный концерт в Риге, последние 50 лет своей жизни провела в Америке. Хотя в Нью-Йорке она живет в престижном районе, на Манхэттене, в интервью журналу Kas Jauns она призналась, что хотела бы вернуться на родину.

Концерт в Вии Ветры в честь 95-летнего юбилея

«Я никакая не богачка, у меня нет даже пенсии. Ни в Латвии, ни в Америке. Пенсию ведь можно получить лишь в том случае, если уплачены налоги за все трудовые годы. Но я ведь была свободной художницей, у меня не было регулярных доходов, поэтому я не могла вносить регулярные социальные взносы. Так я и осталась без пенсии. Живу так же скромно, как большинство латвийских пенсионеров», — считает Вия Ветра, которая в Нью-Йорке получает пособие в размере 700 долларов.

Чтобы раз в год прилететь в Латвию и вернуться обратно, необходимо около 1000 евро, и Ветра в течение всего года откладывает, чтобы собрать эту сумму.

«Собираю понемногу, чтобы заработать лишний доллар, продаю кое-что из вещей — одежду, украшения», — признается она.

В Нью-Йорке она живет в доме художников в небольшой квартирке студийного типа с проходной кухней и туалетом. «Почти никакой мебели у меня нет — сначала я спала на матраце на полу, это все, что у меня было. В 2005 году пришлось приобрести кровать, потому что подряд было две операции на бедре. У меня нет стола, есть два раскладных стула, которые мне одолжили, есть два зеркала, дающие иллюзию более просторного пространства. Еще есть балетный станок, у которого я течение многих лет обучала учеников», — рассказывает Вия Ветра, добавляя, что на еду ей много денег не нужно, потому что она ест мало.

«Я могу там умереть — и никто не узнает»...

Близких у Вии нет ни в Латвии, ни в Америке. В Латвии похоронена ее бабушка, а прах матери, сестры и тети захоронен в Австралии, где сама Вия также жила в течение шести лет и где открыла свое призвание — индийские танцы.

«Теперь я одна в этом мире. Мне грустно, часто охватывает большая печаль из-за одиночества. Я надеялась, что мы сблизимся с моими соседями по дому, художниками в Нью-Йорке, что будем одной большой семьей, но не вышло. Каждый все-таки сам за себя. В Америке я очень одинока. Нет ни одного близкого человека. Есть несколько латышей, с которыми я дружу, но они живут не так близко, чтобы регулярно встречаться. Зимой порой впадаю в депрессию, хочется только спать, нет сил ни на что. Нет ощущения, что я кому-то нужна или интересна. Это очень тяжело, я могу там умереть — и никто не узнает»...

Она не скрывает, что ей хотелось бы остаток жизни провести в Латвии — насколько позволяют силы проводить мастер-классы по танцам, создавать хореографию, ходить по родной земле, дышать морским воздухом и наслаждаться особой атмосферой Старой Риги. Однако пока ее попытки вернуться на родину успехом не увенчались.

«Если бы мне дали в пользование маленькую, совсем скромную однокомнатную квартирку... С удобствами, конечно, чтобы была возможность помыться, чтобы было тепло. Если возможно, в Старой Риге, которая мне очень нравится. Если мне бы дали такую квартирку и мне помогли, я была бы бесконечно благодарна», — со слезами на глазах говорит Вия Ветра.

Она добавляет, что материальная поддержка ей была бы необходима, потому что ее американское пособие в размере 700 долларов, которое не является пенсией, при переселении в Латвию за ней бы не сохранилось.

«Насколько я знаю, по латвийским законам нет возможности обеспечить мое возвращение и пособие. Однако хотелось бы верить, что в год столетия Латвии невозможное могло бы стать возможным», — не теряет надежды Ветра.