Выясняются подозрительные обстоятельства того, каким образом дети Мартинсонса получили роскошный дом в Старой Риге
Пресса широко освещала то, как глава семьи Мартинсонсов – приближенный к политикам предприниматель Марис Мартинсонс в феврале 2018 года по инициативе Бюро по борьбе с коррупцией был задержан на 48 часов. Одновременно БПБК провела массу обысков, был задержан также и президент Банка Латвии Илмарс Римшевич. БПБК подтвердил, что оба подозреваются в возможных правонарушениях в области коррупции в крупном размере.
Известно, что жена Мариса Мартинсонса Марика Мартинсоне с 2001 года работает чиновницей в министерстве юстиции и в данный момент является заместителем директора департамента международного сотрудничества. В свою очередь дети Мартисонсов Марцис и Мона юридически являются владельцами семейной империи.
Супруги Мартинсонсы, особняк в Юрмале и автопарк
После действий БПБК в феврале этого года выяснилось, что в октябре 2016 года дети Мартинсонса при помощи принадлежащей им косвенно компании пополнили свою империю роскошным четырехэтажным зданием в самом центре Старой Риги.
Находящаяся в распоряжении портала jauns.lv информация свидетельствует о том, что принадлежащая через посредников детям Мартинсонсов компания ООО NM3 приобрело вышеупомянутое здание в Старой Риге при помощи двух сделок. Первый договор о покупке здания NM3 заключило 13 октября 2016 года, теоретически приобретя 20% здания, а уже на следующий день – 14 октября 2016 года – состоялось приобретение оставшихся 80%. Оба договора о покупки заверяла одна из та же судья Земельной книги. В результате были закреплены права на собственность имущества в Старой Риги, перегистриров их в один и тот же день, 20 октября 2016 года.
Конечно, не запрещенно покупать имущество двумя частями и оформленная подобным образом сделка в рамках закона. Однако не секрет, что на практиуе приобретение недвижимости по частям обычно используется для того, чтобы легально были возможности «обойти» возможности самоуправления использовать право первой руки и сделку было бы возможно быстро и безопасно завершить, защитив права покупателя на конкретную собственность. Особенно популярно на практике это встречается, когда официальная стоимость имущества сравнительно невелика.
Таким образом можно сделать вывод о том, что приобретение четырехэтажного здания по частям, скорее всего, было использовано, чтобы, возможно, избежать права первой руки самоуправления и сделка была бы закончена поскорее, чтобы собственность по договорной цене точно получил бы покупатель ООО NM3.
Интересно, что судья Земельной книги, в один день регистрируя обе покупки, не заметила кажущееся уклонение от права первой руки
Еще несколько любопытных нюансов
Trasta Komercbanka во второй половине 2016 года продало право взыскания против Вилниса Витолиньша, который неформально считается близким к бывшему руководству банка и его владельцам. В покупке участвовала компания детей Мариса Мартинсонса ООО MN Invest. Таким образом, она успешно получила право взыскания, против приближенного к бывшим владельцам Trasta Komercbankas Вилниса Витолиньша.
Витолиньш в качестве обеспечения своего залога предоставил свой четырехэтажный дом в самом центре Старой Риги. Здание юридически принадлежало фирме его брака. Уже примерно через месяц после покупки долговых обязательств у заложенного здания сменился владелец. Брат Вилниса Витолиньша как бы добровольно продал заложенное имущество дочерней компании ООО MN Invest - ООО NM3.
Интересно, что ООО NM3 основано только после покупки долга и за неделю до этого купило вышеупомянутое четырехэтажно здание в Старой Риге
Позднее другая связанная с семьей Мартинсонсов компания – ООО NM2- взяла под новоприобретенное имущество ипотеку 1, 35 млн евро. Глядя на сделку в целом, чувствуется, что она была очень выгодна Марису Мартинсонсу и его семье, то есть, Мартинсонсы пополнили свою империю роскошным домом в Старой Риге. Возможно, сделка была выгодна и Вилнису Витолиньшу: вероятнее всего, ему удалось спасти другое, возможно, находящееся за границей имущество. В свою очередь, кредиторам банка эта сделка могла быть менее выгодна, либо вовсе не выгодна.