Самые крупные должники в Латвии
Реально & Невероятно

Самые крупные должники в Латвии

Otkrito.lv

132 миллиона латов ― таким был рекорд долгового ярма одного конкретного предпринимателя на начало этого года, свидетельствуют впервые обобщенные данные Lursoft.

­

Нюансы кредитных историй крупнейших дебиторов Латвии выяснял Лато Лапса
Нюансы кредитных историй крупнейших дебиторов Латвии выяснял Лато Лапса

Долговые обязательства президента Банка Латвии Илмарса Римшевица в полмиллиона евро за эксклюзивную квартиру в Юрмале ― сущий пустяк по сравнению с теми исками кредиторов, которые «накопили» несколько десятков компаний латвийских предпринимателей ― и широко известных в обществе, и фактически неизвестных.

В списке должников-рекордсменов собраны предприниматели из самых различных сфер, и нахождение в нем вовсе не означает, что фигурант списка свернул свою бизнес-активность.

Нынешний антирекорд в 132 миллиона латов, который датирован началом этого года, принадлежит компаниям юрмальской предпринимательницы в сфере недвижимости Ларисе Свиридовой. Обладательница второго места ― мама авантюриста в той же сфере Гатиса Сакнитиса Агра Сакните ― от этого достижения отстает примерно на 44 миллиона латов. Почти все остальные места в начале списка занимают представители сферы недвижимости.

Гунарс Кирсонс — 14,1 миллион латов
Гунарс Кирсонс — 14,1 миллион латов

Правда, то что у предприятий скопился внушительный объем претензий к­редиторов, еще не означает, что компаниям и их владельцам пришел конец. Так, например, в первой пятерке можно обнаружить и известного банкира Валерия Белоконя: общая сумма задолженности его компаний ― 56,4 миллиона латов ― достаточно внушительная, однако в данном случае ей в противовес стоит и достаточно большая сумма исков самого предприятия, а также значительный и доходный бизнес.

Юрист предпринимателя в сфере строительства Гунтиса Рависа (сумма исков кредиторов ― 28,1 миллион латов) Гвидо Сеньканс указывает, что нужно учитывать и объем дебиторов (какие суммы предприятию должны другие), а также то, что, «чтобы не было вообще никаких кредиторов, нужно вообще прекратить хозяйственную деятельность». По его словам, «Гунтис Равис вообще не любит брать кредиты, поэтому я не совсем понимаю, откуда взялись эти цифры. Например, подрядчик строительства «Замка света» выписывает счет Skonto būve, а Skonto būve дальше выписывает счет заказчику. Пока этот счет не оплачен, подрядчик ― кредитор, а заказчик ― дебитор. Ни у одного из принадлежащих Гунтису Равису предприятий нет долгосрочных обязательств, и все эти суммы просто были актуальны на 1 января, когда нужно было подавать балансовый отчет».

Это, правда, только часть сделок. «Очевидно, что в списке самых больших должников доминируют представители сферы недвижимости, и это не связано только с экономическим кризисом, но и с фактом, что для развития бизнеса брались большие кредиты, под залог которых давалась личная собственность владельцев. Все чаще как обеспечение коммерческого залога появляются доли капитала, хотя ранее это не было так распространено. Поэтому список должников и предоставителей коммерческих залогов с каждым годом становится все длиннее, и суммы также увеличиваются», ― признает член правления компании Lursoft Дайга Киопа.

9 место. Гунтис Равис — 28,1 миллион латов
9 место. Гунтис Равис — 28,1 миллион латов

«Видя, что банк не готов сотрудничать и продлевать срок возвращения кредита, мои зарубежные партнеры вышли из игры, списали на личные убытки вложенные 20 миллионов. Мои партнеры уже 40 лет занимаются недвижимостью и занимались этим на всех континентах и проходили через различные кризисы. Латвия была единственной страной, где невозможно договориться с банком о продлении кредита на таких же условиях. Банк требовал, чтобы я отдал большую часть кредита, и только после этого они были согласны продлевать. Мои партнеры не были к этому готовы», ― признается строитель Panorama Plaza Айварс Балодис, сумма долга которого превышает 36 миллионов латов. Балодиса подставил кризис недвижимости в комплекте с так и не законченным проектом новостроек ― и он с потерями фактически смирился: «Наверное, эти долги мы так и не сможем отдать. Есть процесс неплатежеспособности, будет аукцион и все. Но я такой же проигравший, потому что я второй самый большой необеспеченный кредитор компании с 8,8 миллионами латов, эти деньги и мои, и моих компаньонов. Я эти деньги так никогда и не верну. Было реально спасти компанию, но в тот момент у Swedbank была очень агрессивная политика, никаких переговоров о реструктуризации. Ну а теперь за копейки продадут с аукциона, купит дочернее предприятие банка и на этом еще заработает, продав дальше и за значительно более высокую цену, когда оправится от кризисного шока и снова начнет раздавать кредиты».

Другие известные предприниматели-должники

Намного более оптимистичен другой представитель этой отрасли, владелец Latio Эдгарс Шинс (долг компании в два раз меньше ― 18,1 миллиона латов), который также с удовольствием винит во всем «изнасиловавшие латвийскую экономику» скандинавские банка: «В Ирландии говорят, что там катастрофический упадок рынка недвижимости ― на 30%. А у нас на сколько упал? На 70%? Если там катастрофа, то что тогда у нас?» В свою очередь, в нормальной экономической ситуации брать кредиты — это обычное явление, и он как-нибудь со своими кредиторами рассчитается: «А вы вообще знаете, чем занимается экономика? Кредиты ― это что, грех? Или это как ковыряние в носу? Кредиты во всем мире ― нормальное явление, и бизнес развивается только благодаря кредитам. Ненормально ― это то, как наша страна растащена. Думаю, что когда цены на недвижимость вернутся на нормальный уровень, я смогу без проблем рассчитаться с кредиторами. Я и сейчас каждый месяц плачу за кредиты...»

Другие предприниматели также говорят, что не быть в долгах в бизнесе невозможно. «Чтобы перегружать нефть, мне нужна продукция на 150 миллионов, и это все еще нужно застраховать, чтобы в случае, если что-то загорится, можно было покрыть все убытки. И сумма страховки ― 5% от общей суммы, тогда вы можете посчитать сколько это. Поэтому и был взят кредит ― для покрытия страховки. И еще был кредит на 7 миллионов на строительство контейнерного терминала. Там были в общей сложности 12 миллионов латов, четыре или пять были у меня самого, а остальное я занял у банка», ― математику своих долгов разъясняет владелец Man-Tess Юлий Круминьш, предприятия которого по данным Lursoft должны 8,8 миллионов латов.

Первая десятка самых крупных должников Латвии

1. Лариса Свиридова — 132 миллиона латов

Рекордсменке по долгам и заложенному имуществу этот титул обеспечила серия впечатляющих, но из-за кризиса нереализованных проектов недвижимости в Юрмале

2. Агра Сакните — 88 миллионов латов

Сам Гатис Сакнитис уже давно не был замечен в Латвии, а его долговые обязательства остались у официально принадлежащих его матери компаний Saknīša īpašumi и Aģentūra GS

3. Валерий Белоконь — 56,4 миллиона латов

Предприятия немного эксцентричного банкира и владельца английского футбольного клуба все-таки накопили внушительные долги

4. Эмиль Гусаров — 50,6 миллионов латов

Малоизвестный предприниматель ― один из многочисленных жертв кризиса в сфере недвижимости ― ему принадлежат ООО Dzimtā sēta. Квартиры в этой новостройке недавно были принудительно распроданы за копейки

5. Айварс Балодис — 36,5 миллионов латов

Некогда удачливого предпринимателя в сфере недвижимости подставил и утопил проект Panorama Plaza в комплекте с экономическим кризисом

6. Николай Кочуевский — 36,1 миллион латов

Соответствующие для оптового гиганта (фирмы Greis и Greis Loģistika) долги кредиторам

7. Сергей Марль — 30,7 миллионов латов

ООО Bussol — зарегистрированная в квартире компания абсолютно неизвестного предпринимателя, которая накопила эту сумму долгов, официально занимается бухгалтерскими, аудиторскими и ревизионными услугами, а также консультациями по вопросам налогов.

8. Бруно Вейдеманис — 29,1 миллион латов

Еще один застигнутый кризисом предприниматель в сфере недвижимости. Этот долг накопили десять принадлежащих ему компаний.

9. Гунтис Равис — 28,1 миллион латов

Строительный бизнес представителя первой десятки богатейших людей Латвии невозможно представить и без солидной кредитной поддержки

10. Инесе Карлова — 26,8 миллионов латов

Наследнице предпринимателя в сфере сельского хозяйства Гатиса Карлова нужно пытаться справиться с внушительными долгами предприятия

Лато Лапса, pietiek.com, данные: Lursoft, фото: из архива издательства, LETA