В пожаре погибли трое детей. Можно ли было предотвратить трагедию?
Реально & Невероятно

В пожаре погибли трое детей. Можно ли было предотвратить трагедию?

Otkrito.lv

Статистика последних дней печальнее печального ― в воскресенье в Латгалии погибли трое маленьких детей, вчера в центре Риги в результате пожара скончалась шестилетняя девочка. Можно ли было предотвратить латгальскую трагедию, если бы социальная служба вовремя оценила риски, с которыми детям приходится сталкиваться в семье? Таким вопросом после случившейся в воскресенье трагедии задается Государственная инспекция по защите прав детей.

­

Хотя сиротский суд считает, что семья хоть и была бедной, но не из тех, которых причисляют к неблагополучным, социальная служба придерживается противоположного мнения, говорит руководитель инспекции по защите прав детей Лайла Риекста-Риекстиня. По ее мнению, нужно срочно внести поправки в законодательство, чтобы социальным работникам вменялось в обязанность оценивать риски, которые могут возникнуть в семье. «Мы видим, что сиротский суд запоздало получает информацию о том, что нужно забрать ребенка из семьи. У нас так поступают только тогда, когда жизни ребенка угрожает опасность. Социальные работники перегружены выплатами пособий и оценивают в основном условия проживания», ― объясняет Риекста-Риекстиня. И в этом конкретном случае информация противоречива, однако ясно, что семье уже была нужна рука помощи.

Это было неподходящее место для маленьких детей, говорят соседи

Жители Истринской волости рассказали порталу kasjauns.lv, что, после того как глава семьи потерял работу в лесу, семья была вынуждена из центра волости перебраться на окраину, туда, где нет даже продуктовых магазинов и продукты привозит магазин на колесах, дороги труднопроходимы. Местные думают, что это не самое подходящее место для маленьких детей. Мать погибших детей еще очень молода, ей немногим более 20 лет. Всего у нее четверо детей, один из которых остался жив, потому что он живет с бабушкой. У мужа не было работы, ему нравилось выпивать. Раньше, когда он работал в лесу, его молодая жена каждый день с коляской приходила в магазин. «Как они в последнее время жили, даже не могу себе представить. Дом наверняка старый, печи не ремонтированы», ― говорит продавец волостного магазина.

Трудно осуждать молодую женщину, которая, живя в тяжелых, аскетичных условиях, оставила детей одних, однако по закону до 7-летнего возраста детей нельзя оставлять без присмотра взрослых. «Оправдания этому поступку нет, дети остались одни не на три или пять минут», ― говорит Риекста-Риекстиня. Хотя случаи, когда из-за халатности родителей маленький ребенок погибает, утонув в пруду или провалившись в канализационный люк, происходят с удивительной регулярностью и всегда после таких трагедий поднимается вопрос об ответственности родителей, наказание так никто из них не получил, потому что считается, что худшего наказания, чем гибель ребенка быть не может. Руководитель инспекции по правам детей возражает: если сравнивать с тем, какая была ситуация несколько лет назад, то сейчас она существенно улучшилась. Она называет примеры, когда родители все-таки понесли наказание. К уголовной ответственности была приговорена одна приемная семья, которая вовремя не обеспечила ребенку врачебную помощь, и он умер, также были наказаны родители, применявшие к детям физическое насилие. «Люди всегда надеются, что в семье с ними ничего плохо не случится, но такие случаи закономерны. Когда происходит несчастье, все умные и знают, как нужно было поступать. Если видно, что в семье проблемы, превентивные меры, работа с родителями не проводится ― то в этом отношении наши социальные услуги плохие», ― говорит защитница прав детей.

Полуразрушенные печи и дымоходы в латвийских селах

На вопрос, каковы факторы риска для проживания детей в семье, руководитель инспекции называет основные нужды детей — питание и безопасный кров. Руководитель программы социальной работы отделения социологии факультета социальных наук ЛУ Вита Рога возражает: в таком случае на селе у каждой второй семьи можно отнимать детей, потому что на селе множество домов с полуразрушенными печами и дымоходами, старыми оконными рамами и т.п. А социальные работники перегружены и выполняют не только свои прямые функции, но и занимаются выдачей пособий. Риекста-Риекстиня на это возражает, что система пособий в стране на хорошем уровне и возможно детям обеспечить достойное питание, вопрос только в том, как родители тратят эти деньги. «Хотя это огромная трагедия, социальный работник не может считаться виновником или соучастником. Это просто реальная ситуация на селе. Если социальный работник будет ходить по домам и говорить, что нужно, мол, отремонтировать печь, ему ответят, что нет денег, люди сами должны заботиться о том, в каких условиях они живут. Нельзя забирать детей из всех бедных семей и отправлять в детдома. Ресурсов, чтобы помочь семьям достаточно», ― говорит эксперт.

Как сообщалось, в воскресенье в результате пожара в жилом доме погибли трехмесячный младенец и еще двое детей — полутора и трех лет. Отец детей работал в Резекне и приезжал домой на выходные. Он отправился навестить соседей, а пожар начался, когда мать отправилась позвать его домой и дети дома были одни. Родители крайне переживают случившееся, особенно мать. По версии пожарных, причиной пожара стала оставленная без присмотра печь. Не исключено, что ее дверцу мог открыть один из старших детей.

Эвия Хаука, фото: Shutterstock

­