Куда приводят мечты: кем они хотели стать?
Эти истории вовсе не о том, как маленький мальчик или девочка мечтали стать президентом, телезвездой или кинологом и спустя многие годы их мечты воплотились в жизнь. Скорее, наоборот – как известные латвийцы, будучи в нежном возрасте, грезили об одном, а получили совсем другое. Как, впрочем, и многие из нас.
Это интересно!
Социологические исследования доказывают, что почти половина жителей Латвии не работают по специальности, полученной в вузе или профессиональной школе.
директор Школы быстрого запоминания, бизнес-тренер
Цитата: Три высших образования и трое детей не мешают уделять внимание делу мечты.
– Кем я мечтала стать в детстве? Инструктором-собаководом. Одна только беда – учиться этому в Латвии было негде. Правда, меня это все равно не остановило. В 12 лет мне подарили маленькую собачку, которая впоследствии получила 140 медалей за дрессировку. Родители отвели меня в клуб, я регулярно ездила с собакой на тренировки. Сейчас даже страшно представить, что после школы приходилось двумя транспортами от кольца до кольца добираться до Саркандаугавы. Но это была великолепная школа! Она приучила меня к дисциплине и быстрой работе. Ведь чтобы поехать на тренировку, мне нужно было выучить все уроки. А школу я закончила с золотой медалью… Знаете, дрессируя собаку, нельзя насильно заставить ее что-то сделать, можно с помощью терпения и любви объяснить ей, как нужно выполнять то или иное действие. Потом я поняла, как важны эти навыки в процессе воспитания собственных детей.
Когда я впервые сказала дома, что хочу заняться собаководством, все чуть в обморок не упали. Мои близкие зарабатывали на жизнь исключительно головой. Когда я заканчивала школу, нужно было выбирать – либо сдавать экзамены и поступать в вуз, либо заниматься дрессировкой собак. И я решила поступать в университет, выбрав физико-математический факультет. Втянулась, стало интересно, а потом поступила и в магистратуру: одну закончила по специальности «управление бизнесом», другую – «общественное администрирование». Раз уж человек поступает в магистратуру, он почти наверняка знает, для чего ему нужно это образование. Тем не менее, очень многое мне дали не вуз и не школа, а мои близкие, которые терпеливо занимались мною в детстве. Помню, один дедушка делал с нами, детьми, стенгазету, писал стихи, а другой – рассказывал о теоремах. А что касается собак… Думаю, любовь к животным – это навсегда. В моем доме всегда были собаки, есть и сейчас. Я все так же хожу на площадку, хоть мне есть чем заняться – все же свой бизнес и трое детей.
«Я грезила о профессии натуралиста, чтобы путешествовать по дебрям Африки и открывать новые виды зверей».
– К сожалению, я не Моцарт, который уже в 7 лет знал о том, что он Моцарт, а не кто-то другой. Но у меня было две мечты, причем, как это обычно и бывает в детстве, взаимоисключающих. Во-первых, я грезила о профессии натуралиста, чтобы путешествовать по дебрям Африки и открывать новые виды зверей. Во-вторых, очень хотела стать оперной певицей, хотя у меня не было к этому никаких данных. Я не ходила в музыкальную школу, музыке не училась, потому что жили мы в трудные времена. Однако моя мама всегда шла мне навстречу. Поддерживая обе мои детские мечты, она приложила все усилия для того, чтобы я стала великим натуралистом. В отличие от большинства моих подруг, у меня в то время были книги Брема, Акимушкина, Даррела… Все это покупалось в ущерб мандаринам. В итоге я поступила на биологический факультет ЛУ, где достаточно быстро поняла, что между биологическим факультетом и дебрями Африки непреодолимое пространство. Тем не менее, образование биолога получила. По специальности отработала два года и приложила все усилия для того, чтобы сбежать в журналистику. Еще на третьем курсе я поняла, что не буду заниматься тем, что дает мне диплом биолога, но мои мудрые родители уговорили меня получить хорошее высшее советское образование. Впоследствии оно не только не мешало мне в жизни, но и всячески помогало в других профессиях. Главное, это научило меня искать информацию, обрабатывать ее и видеть мир во взаимосвязи разных вещей.
Что касается моей мечты о карьере оперной певицы… Мама отвела меня к учительнице музыки, которая констатировала, что нет у меня ни слуха, ни голоса. И моя мама сказала: «Ты можешь любить музыку, но если ты не станешь великой, ну и не надо!» Поэтому меня не мучили игрой на фортепьяно, как было в то время во многих семьях. Что из этого вышло? Я могу назвать себя меломаном. Обожаю оперную музыку, хоровое пение. Именно это позволило мне собрать роскошную коллекцию записей, начиная с виниловых пластинок и заканчивая самыми современными носителями.
Если бы я могла вернуться в прошлое и еще раз выбрать, куда поступать… Наверное, я бы последовала мудрому совету отца, который когда-то был военным журналистом. Он сказал: «Ирина, у тебя есть все данные к журналистике, у тебя развита та часть мозга, которая отвечает за устное и письменное слово, у тебя свежее восприятие». Но я его тогда не послушалась. Сейчас мне кажется, что следовало выбрать журналистику. Хотя... На мой взгляд, журналистика – не наука, а ремесло. И мое биологическое образование никак не мешало мне сделать карьеру на поприще журналистики.
Лига Крапане,
«Жизнь все равно повернулась наилучшим образом».
– В детстве я мечтала стать журналистом. Будучи ребенком, видела себя в качестве диктора на телевидении. Очень отчетливо помню, как детстве садилась перед зеркалом и читала новости. А когда подросла, мне действительно пришлось делать выбор между журналистикой и актерским мастерством. Я занималась в студии, даже получила аттестат о том, что я актер со средним образованием. Поступала я и в ЛУ на факультет журналистики, но меня туда не взяли – не было публикаций. Тогда я пошла учиться на юрфак, но жизнь все равно привела меня в ту сферу, которая связана с журналистикой. И я очень довольна! При этом могу сказать, что ценю полученное юридическое образование. Оно дает широкий кругозор, учит человека детально думать над конкретными вопросами и искать на них ответы.
Чтобы работать с прессой, нужно понимать, какой акцент будет сделан в том или ином интервью или репортаже.
публицист и независимый журналист
Цитата: «Я никогда не жалел, что закончил факультет философии».
– Я пытался вспомнить, кем хотел стать в детстве, но на ум приходит только то, что какое-то время мне хотелось быть учителем английского языка. На этом, наверное, и остановимся. Возможно, такое желание возникло из-за того, что меня отдали учиться в школу с усиленным изучением английского языка. А вот желания стать космонавтом или актером у меня никогда не было. Звезды, конечно, нравились, но издалека.
После школы я поступил в ЛУ на факультет истории и философии, стал бакалавром философских наук. Я никогда не жалел, что пошел именно туда. Да, специальности он не дает никакой, но образование очень достойное. Оно позволяет структурировать мышление.
Почти все университетские знания давно забыты, но способность смотреть на любой вопрос с разных точек зрения осталась, сейчас она очень пригодилась в нынешней деятельности. Наверное, то, что я стал известным публицистом и журналистом, можно назвать случайностью. Ну не было у меня в детстве мыслей о карьере писателя, который будет сочинять три романа в год!
Журнал Stella, Фото: LETA, из архива издательства